Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Проблемы и решения
12.12.2003 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЗАСТАВИМ ЛЮБИТЬ РОДИНУ

"Купляйце беларускае!" -- это пожелание, а "Продавайте белорусское" -- требование...
"Купляйце беларускае!" -- это пожелание, а "Продавайте белорусское" -- требование

Похоже, брошенный некогда в массы клич "Купляйце беларускае!" начинает приносить свои плоды. Как показал анализ потребительского рынка страны, проведенный правительственной рабочей группой, сегодня большую часть продаж составляют товары именно отечественного производства. Правда, многие методы, с помощью которых прививается любовь к "айчыннаму", почему-то в конечном итоге сводятся к ограничению продаж импортных товаров, что может существенно повлиять на "индивидуалов", торгующих на рынках.

Судьбой отечественных товаров правительство озабочено уже давно. В мае этого года по распоряжению бывшего премьер-министра Геннадия Новицкого была создана рабочая группа, призванная подготовить предложения "по дальнейшему развитию отечественного производства и расширению рынка отечественных потребительских товаров". Глава правительства поручал также провести комплексный анализ состояния потребительского рынка страны с учетом номенклатуры и объемов реализации импортных товаров.

В результате выборочного обследования, которое Минстат провел еще в июле т.г., выяснилось, что удельный вес продажи товаров белорусского производства в общем объеме розничного товарооборота составил 81,2%, в т.ч. продовольственных -- 86,6%, непродовольственных -- 73%. Исследование структуры импорта показало, что большая часть ввозимых товаров у нас либо не производится, либо производится в недостаточных количествах и относится к товарам т.н. критического импорта. Среди них растительное масло, мороженая рыба, рис, цитрусовые, бахчевые, табачные изделия, легковые автомобили, лекарственные средства и другие.

Упомянутой выше рабочей группой был выработан ряд мероприятий, утвержденных в том же июле вице-премьером -- министром экономики Андреем Кобяковым и направленных на производство импортозамещающих и новых потребительских товаров и совершенствование системы защиты внутреннего рынка и отечественных товаропроизводителей.

Принятые меры позволили снизить долю потребительских товаров в общем объеме импорта с 20,3% в январе -- сентябре 2002г. до 18,1% за аналогичный период т.г. Среди них, в частности, меры по линии тарифного и нетарифного регулирования ввоза муки, табачных изделий, алкогольной продукции, пива, маргарина, крупы, хлебобулочных изделий, сахара, мяса птицы, мыла и других. Кроме того, на 2004г. сохранено квотирование поставок ряда отечественных товаров на внутренний рынок. Минторг решением коллегии от 2003-04-16г. рекомендовал местным исполнительным и распорядительным органам пересмотреть обязательные ассортиментные перечни товаров для объектов торговли, увеличив удельный вес белорусских товаров не менее чем до 70%. Минторг также утвердил "Рекомендации по организации контроля соблюдения обязательных минимальных ассортиментных перечней товаров, удельного веса в товарообороте товаров отечественного производства...", которые были направлены органам управления торговли и услуг облисполкомов и Мингорисполкома.

Ассортиментные перечни по одежде, обуви и тканям, наличие которых обязательно в розничных торговых организациях, на текущий год расширены и дополнены 250 разновидностями и включают более 3,5 тыс. видов одежды, обуви и тканей. Они уже доведены местными органами власти до всех торгующих организаций.

Однако если для государственной торговли меры по увеличению удельного веса белорусских товаров в какой-то степени еще можно назвать оправданными, то в отношении предпринимателей, торгующих на рынках и в торгово-выставочных центрах, этого сказать никак нельзя. Согласно Положению о лицензировании от 2003-10-17г. N 1350 одним из условий для получения лицензий на розничную торговлю, которыми "индивидуалы"-рыночники должны обзавестись до 1.05.2004г., является "соблюдение ассортиментного перечня товаров... и удельного веса товаров отечественного производства в общем объеме товарооборота, установленных местными исполнительными и распорядительными органами". Исходя из названных выше рекомендаций Минторга, если в ассортименте ИП будет меньше 70% отечественных товаров, лицензирующие органы (исполкомы) имеют право отозвать лицензию на торговлю.

По мнению индивидуального предпринимателя из Мозыря Валерия Барковца, подобные методы могут нанести серьезный ущерб малому бизнесу и противоречат Гражданскому кодексу, где сказано (ч.2 п.1 ст.1), что "предпринимательская деятельность -- это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, направленная на систематическое получение прибыли...". Фактически предпринимателей хотят заставить торговать товаром, который ему невыгодно продавать. Известно, что сейчас львиную долю ассортимента у торговцев составляет импортная продукция -- китайского, польского и турецкого производства, которая пользуется спросом у покупателей не только из-за более низкой цены по сравнению с отечественной, но и по другим характеристикам -- качеству, дизайну, расцветке.

Более того, на одном из заседаний Межведомственного совета по упорядочению работы рынков и повышению эффективности их деятельности его председатель министр торговли Александр Куличков, по словам В.Барковца, предложил в несколько раз увеличить коэффициенты к ставкам единого налога в случае реализации "индивидуалами" товаров иностранного производства (сегодня он составляет 1,5), что приведет к увеличению единого налога в 3--4 раза. В итоге предпринимателям придется попросту прекратить свою деятельность, поскольку работать себе в убыток никто не будет.

"Государство решило административными методами при помощи Министерства торговли уничтожить ИП, работающих на рынках как непосредственных конкурентов госторговли", -- считает В.Барковец.

По большому счету, принудить предпринимателей торговать отечественными товарами (а потребителей соответственно покупать) все равно что заставить полюбить Родину. В конечном итоге в проигрыше окажутся покупатели, лишающиеся пресловутого права на выбор, которого у них не было в советское время.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений