$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

ЗАЩИТА БЕЗРАБОТНОГО ЗА 20 ДОЛЛАРОВ©

18.11.2011

Государство увеличит размер стипендий для безработных, направленных органами по труду, занятости и социальной защите на профессиональное обучение, и будет оплачивать расходы нанимателей на профобучение работников, которым грозит увольнение. Такие нормы содержит поступивший в Палату представителей законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (далее — Закон № 125-З).

 

Как объяснил «ЭГ» заместитель председателя Постоянной комиссии по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов Александр Высоцкий, предусматривается повышение стипендий гражданам, зарегистрированным безработными и направленным на профобучение, с нынешних 1–3 базовых величин до 2–5, т.е. с 35–105 тыс. до 70–175 тыс. Br. Лица, потерявшие работу из-за модернизации производства, оптимизации численности персонала или ликвидации организации, смогут получать во время обучения 8 БВ — 280 тыс. Br.

 

Отметим, что суммы эти, эквивалентные 20–35 USD, при нынешних ценах символические.

 

К работникам, которые находятся под угрозой увольнения, будут отнесены те, кто подлежит увольнению в связи с ликвидацией организации (прекращением деятельности индивидуального предпринимателя), предупрежденные о сокращении численности или штата, а также находящиеся по инициативе нанимателя в вынужденном простое либо работающие в режиме неполного рабочего времени, в отпуске без сохранения или с частичным сохранением зарплаты. Новая редакция ст. 18 предусматривает возможность полной или частичной оплаты расходов нанимателей на профессиональное обучение таких работников.

 

Для стимулирования найма молодежи в Закон № 125-З предлагается включить статью, согласно которой государство будет содействовать в приобретении практического опыта безработным из числа выпускников учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, а также прошедших профподготовку или переподготовку по направлению органов занятости. Им окажут помощь в трудоустройстве в соответствии с полученной профессией или специальностью с частичной компенсацией нанимателям затрат на оплату труда. Действие этой статьи будет распространяться и на безработных из числа матерей, длительное время не работавших в связи с уходом за ребенком до 3 лет. Порядок и условия трудоустройства таких категорий безработных с компенсацией нанимателям затрат на оплату их труда будут определяться Минтруда и соцзащиты.

 

Нанимателей обяжут информировать органы по труду, занятости и соцзащите о введении режима неполного рабочего времени на производстве и о наличии вакансий в течение 3 рабочих дней со дня изменения режима работы и образования вакансий. Сегодня же они обязаны сообщать о появившихся свободных рабочих местах в течение 2 недель.

 

В Законе № 125-З появится новая ст. 91, закрепляющая обязанности безработных. Так, они должны самостоятельно заниматься поиском работы и информировать о результатах орган по труду, занятости и социальной защите, который обязаны посещать не реже 1 раза в месяц в установленный день, приходить туда по приглашению для получения направления на работу (обучение), являться на переговоры с нанимателем в течение двух рабочих дней со дня выдачи направления. Безработный должен своевременно предоставлять в службу занятости сведения об изменении места жительства, самостоятельном трудоустройстве, в т.ч. на временную работу, о заключении гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности), о наступлении иных обстоятельств, влекущих снятие с учета, прекращение, приостановку выплаты пособия по безработице или снижение его размера.

 

Безработные, снятые с учета в случае получения пособия по безработице обманным путем, могут быть повторно зарегистрированы в прежнем качестве только после возмещения причиненного ущерба.

 

Предлагается также дополнительная мера социальной защиты тех, кто прошел реабилитацию в лечебно-трудовых профилакториях: они признаются неспособными на равных условиях конкурировать на рынке труда.

 

Законопроект также конкретизирует некоторые положения, касающиеся трудоустройства наших соотечественников за границей. Определяется круг организаций, которые могут заниматься такого рода деятельностью.

 

В то же время проект не затрагивает один из самых болезненных вопросов — критерии признания граждан безработными. Согласно ст. 1 Закона № 125-З таковыми признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органе по труду, занятости и соцзащите в целях поиска подходящей работы, ищут ее и готовы приступить к ней. Таким образом, в Беларуси статус безработного базируется на пяти критериях, тогда как в Конвенции МОТ № 168 «О содействии занятости и защите безработицы» предполагается только три. В конвенции «полной безработицей» считается потеря заработков по причине невозможности получить подходящую работу в отношении лица, способного трудиться, готового трудиться и действительно ищущего работу. Кроме того, по методологии МОТ к безработным могут быть отнесены учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, если они хотят работать.

 

Согласно методике МОТ сведения о безработных фиксируют в результате периодических выборочных (порядка 500 тыс. человек в возрасте от 15 до 72 лет) обследований, осуществляемых национальными органами статистики. Теперь такие обследования собираются проводить и в Беларуси. Сколько обнаружится при этом «дополнительных» безработных — можно сегодня только гадать. Известно, что численность трудоспособного населения в стране составляет 5 603,9 тыс. человек, а работающих в экономике — только 4 657,8 тыс. Исключим около 230 тыс. студентов-очников и примерно 10 тыс. инвалидов I и II группы и учтем, что более 210 тыс. пенсионеров по возрасту продолжают работать. Остается более 900 тыс. человек — 16% трудоспособных мужчин и женщин — каждый восьмой белорус! Конечно, некоторые из них перебиваются фрилансом, уехали на заработки за границу или вообще имеют теневые доходы. Но в любом случае реальная безработица в стране куда выше, чем официальный процент, столь же символический, как и размер пособий. Это позволяет предполагать высокую долю скрытой структурной безработицы, порожденной несоответствием существующих структур (производства, оплаты труда и т.д.) требованиям рынка. Во всем мире такой тип безработицы наиболее остро ощущается в периоды резких экономических спадов, особенно в регионах, причем рынок труда может испытывать острую потребность в работниках определенных профессий (что характерно и для Беларуси). В известной степени такая безработица компенсируется в нашей стране за счет трудовой миграции в Россию. Но это не устраняет проблему, а лишь усугубляет ее: перспектива заработка на чужбине лишает страну лучших рук и мозгов.

 

Анна РАДЮК

Справка «ЭГ»

 

Уровень зарегистрированной безработицы в Беларуси на 1.11.2011 г. составил 0,6% от экономически активного населения (на 1.11.2010 г. — 0,7%) при годовом прогнозе 1,2–1,5%. Официально зарегистрировано 29,6 тыс. безработных — на 15,7% меньше, чем в октябре 2010 г., и на 1,5% меньше, чем в сентябре 2011 г.

 

В стране по инициативе Минтруда и соцзащиты с целью выявления потенциально избыточной численности персонала проводится кадровая диагностика организаций. Ее в 2011 г. провели 223 субъекта хозяйствования. По предварительным данным, из них о наличии излишней численности заявили 16 организаций (516 человек).