Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Зарубежные фонограммы становятся охраняемыми

17 апреля 2003г. для Беларуси вступила в силу Конвенция о защите производителей фонограмм от несанкционированного их копирования...
17 апреля 2003г. для Беларуси вступила в силу Конвенция о защите производителей фонограмм от несанкционированного их копирования.

Эта конвенция, подписанная в Женеве 29 октября 1971г., создавалась как инструмент для борьбы с аудиопиратством, которое в начале 70-х уже стало явлением международного масштаба. Фирмы звукозаписи, вкладывавшие огромные средства в создание, производство, реализацию новых музыкальных альбомов, сталкивались с тем, что их продукция сразу становилась объектом контрафакции со стороны пиратов. В качестве средства защиты своих экономических интересов фирмы звукозаписи сначала в отдельных странах, а затем и на международном уровне, добились признания фонограммы самостоятельным объектом охраны, а того, кто сделал первую запись музыкального исполнения или иных звуков, -- обладателем исключительного права на использование этой записи. Однако наибольшие проблемы создавал именно импорт пиратской продукции из тех стран, которые упорно не желали охранять права иностранных авторов и производителей фонограмм.

Заключенная в 1961г. Римская конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций не давала возможности эффективно бороться с распространением контрафактных аудиозаписей, поскольку не требовала от участвующих в ней государств обеспечивать зарубежным производителям фонограмм возможность пресекать ввоз и распространение контрафактных экземпляров фонограмм, в том числе происходящих из третьих стран. Кроме того, немаловажной причиной создания специального соглашения, посвященного охране фонограмм, стало то, что в силу особенностей национального законодательства к Римской конвенции не присоединились США, а ведь именно американские фирмы звукозаписи лидировали и продолжают лидировать по объему выпускаемой музыкальной продукции.

За короткое время Женевская конвенция стала популярна -- в настоящее время в ней участвуют 72 государства, в число которых входят практически все промышленно развитые государства, а также наши соседи -- Россия, Украина, страны Балтии.

Напомню, что в соответствии с национальным законодательством Беларусь охраняет только те фонограммы, которые созданы резидентами республики либо впервые опубликованы на ее территории. Иные фонограммы могут охраняться только на основании международных договоров, в которых участвует наше государство.

Основные обязательства Беларуси в рамках Женевской конвенции состоят в том, что наше государство обязуется предоставить производителям фонограмм из других участвующих в конвенции государств охрану от несанкционированного копирования их фонограмм, а также ввоза в республику с целью несанкционированного распространения и распространения на ее территории контрафактных экземпляров этих фонограмм.

Вступление в силу Женевской конвенции, безусловно, будет иметь серьезное значение для деятельности белорусского рынка звукозаписи. По различным оценкам, от 80% до 95% рынка составляет нелицензионная продукция. При этом в общем объеме легальной продукции доля фонограмм, созданных собственно белорусскими фирмами, ничтожно мала.

Вступление данной конвенции в силу не означает, что все зарубежные фонограммы сразу становятся охраняемыми. Особенностью Женевской конвенции является то, что согласно норме ст.7 (3) этого международного соглашения новое государство, присоединяясь к конвенции, не обязано охранять фонограммы, созданные до даты присоединения. Таким образом, в Беларуси на основании конвенции будут охраняться зарубежные музыкальные новинки -- фонограммы, созданные после 17 апреля 2003г.

Впрочем, говоря об охране зарубежных фонограмм, нельзя не сказать о том, что Беларусь уже участвует в международном соглашении, предусматривающем охрану фонограмм, -- с 20 мая 2002г. действует Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам (1996г.). Однако с точки зрения охраны зарубежных фонограмм его значение не так существенно, как Женевской конвенции, поскольку из числа промышленно развитых государств в этом Договоре участвуют только США и Япония и не участвует Россия, фирмы звукозаписи которой в настоящее время наиболее активны в борьбе с белорусскими производителями и распространителями контрафактной музыкальной продукции.

С 27 мая для Беларуси вступает в силу уже упоминавшаяся Римская конвенция, нормы которой заслуживают отдельного рассмотрения.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений