$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ЗАРПЛАТНЫЙ ПРОЕКТ©

01.10.2013

Пока статистика фиксирует очередной рост заработков белорусов, правительство ломает голову над тем, как обеспечить баланс зарплат и производства и связать «лишние» деньги, чтобы избежать инфляции и напряженности на потребительском и валютном рынке страны.

Итак, по данным Белстата, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе–августе 2013 г. составила 4952,5 тыс. Br, в т.ч. в августе — 5547,1 тыс. Br, и увеличилась по сравнению с июлем 2013 г. на 1,8%, а реальная зарплата выросла на 19,5%, в августе 2013 г. по сравнению с июлем 2013 г. — на 1,7%. В частности, в августе т.г. в промышленности средняя зарплата составила 6143,1 тыс. Br, в строительстве — 7678,7 тыс., на транспорте и в связи — 6525,3 тыс., в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве — 4495,8 тыс., в образовании — 3287,1 тыс., в т.ч. учителей — 3797,7 тыс., профессорско-преподавательского состава — 5141 тыс. Br. Зарплата работников здравоохранения сложилась в размере 3868,8 тыс. Br, в т.ч. врачей — 6076,2 тыс., среднего медицинского персонала — 3686,5 тыс. Br.
 
Традиционно в столице номинальная начисленная зарплата существенно выше средней по республике: в августе она достигла 6944,1 тыс. Br. В регионах она значительно ниже: в Брестской области — 4879,97 тыс. Br, Витебской — 4975,2 тыс., Гомельской — 5341,3 тыс., Гродненской — 5131,7 тыс., Минской — 5670,7 тыс., Могилевской — 5023,5 тыс. Br. Однако соотношение темпов производительности труда по валовой добавленной стоимости и реальной зарплаты повсеместно не в пользу первой. Так, за январь–июль т.г. оно составило в целом по республике 0,84%, в Брестской области — 0,86, Витебской — 0,83, Гомельской, Гродненской и Минской — 0,87, Могилевской — 0,84, в Минске — 0,82. Между тем макроэкономическое равновесие должно обеспечиваться балансом между внутренним спросом и производственными возможностями экономики. Поэтому в проекте прогноза социально-экономического развития на следующий год важным структурным фактором обеспечения внутренней сбалансированности является повышение номинальной зарплаты пропорционально темпу роста выручки от реализации товаров и услуг в текущих ценах, но при этом ее рост будет ограничен ростом производительности труда по добавленной стоимости. Поэтому с учетом прогнозируемого роста выручки в 2014 г. на 18,2% и индекса потребительских цен на 10,5% темп роста реальной зарплаты составит 107% при росте производительности труда по ВВП на 9,4%. Чтобы обеспечить такой баланс, предлагается ввести норматив прироста заработной платы на единицу прироста производительности труда, рассчитываемой по добавленной стоимости. Такой норматив должен обеспечивать сбалансированность спроса и предложения на потребительском и валютном рынке, а также стимулировать рост производства, снижение материалоемкости и производительности труда. При отсутствии роста последней зарплата не должна будет увеличиваться по сравнению с базовым значением. В противном случае будет взиматься дополнительный налог с превышенной суммы по ставке налога с прибыли. Чтобы норматив не реализовывался только за счет сокращения численности, возможно введение ограничения на уровень сокращения занятости.

Впрочем, эти планы не должны помешать прогнозируемому в 2014 г. росту на 6% денежных доходов населения, а в их структуре повышению доли оплаты труда до 64,5%. При этом номинальная среднемесячная зарплата в целом по экономике (с учетом малых и микроорганизаций негосударственной собственности) должна достичь 627 USD в эквиваленте, в т.ч. в промышленности — 663 USD, а в бюджетном секторе — 470 USD — исходя из финансовых возможностей при одновременной оптимизации численности работников. Заметим, что этот расчет делается на основе среднегодового курса 9500 USD/Br.

В то же время планируется установить размер минимальной зарплаты на уровне не ниже минимального потребительского бюджета семьи из 4 человек на начало года и не менее 1/3 от средней зарплаты по Беларуси за 2013 г. Чтобы повысить зарплаты бюджетникам, предлагается усовершенствовать механизм оплаты труда работников образования, предусматривающий установление размера их зарплаты в зависимости от интенсивности, качества и достигнутых результатов, а также продолжить оптимизацию штатной численности в бюджетных организациях, повысить в них эффективность использования средств, полученных от приносящей доход деятельности. Доля социальных трансфертов в денежных доходах населения достигнет 21,3%. Трудовые пенсии будут повышаться в увязке с темпами роста зарплаты. В результате стабилизационных процессов в экономике возможно повышение нормы накопления сбережений во вкладах и ценных бумагах до 1,2% в общей структуре денежных расходов населения.

В результате в 2014 г. сохранится тенденция превышения денежных доходов над расходами на 3,6%, что потребует дополнительного связывания денег, находящихся на руках у населения, в размере 17,7 трлн. Br. Сделать это планируется путем стимулирования развития малого и среднего бизнеса (6,5 трлн. Br), расширения строительства индивидуального жилья, в т.ч. деревянного домостроения (5 трлн.), прироста вкладов населения (4,6 трлн.), а также развития рынка ценных бумаг, включая рынок IPO и облигаций (1,6 трлн. Br). Но планы связывания денег потребуют серьезных преобразований. Так, необходимо будет активизировать работу по стимулированию развития предпринимательства и улучшению делового климата, что требует отказа от чрезмерного административного регулирования, прозрачности нормативной правовой базы, создания эффективной инфраструктуры поддержки малого бизнеса в регионах, отмены искусственно вводимых ограничений. Привлечение вкладов предполагает обеспечение гарантий их возвратности и поддержание процентных ставок на уровне, обеспечивающем их защиту от инфляции. Чтобы привлечь деньги населения в жилищное строительство, правительство намерено развивать систему малоэтажного домостроения, что потребует существенных перемен в процедурах выделения земельных участков. В структуре инвестиций в основной капитал доля средств населения должна вырасти с 6,8% в 2012 г. до 10,3% в текущем и 11,2% в следующем году, а их сумма — с 10,5 трлн. Br до 20 трлн. и 25,6 трлн. Br соответственно.

ОСОБЫЙ ВОПРОС — развитие финансового рынка, прежде всего фондового. Предполагается, как минимум, удвоить объем выпуска ценных бумаг субъектами хозяйствования посредством «народного IPO», чтобы привлечь ресурсы для модернизации и развития, а также содействовать «связыванию» денег населения. До конца 2013 г. Госкомимуществу предстоит определить перечень высоколиквидных предприятий (среди них называются ОАО «Гомельский жировой комбинат» и «Коммунарка») и объемы пакетов акций, которые будут предложены для IPO. Принятые меры позволят увеличить долю инвестиций, аккумулируемых через рынок ценных бумаг, в общем объеме инвестиций до 8%. Осталось только убедить население в надежности и доходности таких вложений, а также обеспечить подходящий уровень корпоративных отношений, в т.ч. отношение государства и менеджмента к будущим миноритариям.

Интересно, что в результате всех планируемых мер доходы населения от собственности в 2014 г. должны составить 3,3%, а от предпринимательской деятельности — 10,1%, т.е. всего на 0,1 п.п. больше, чем ожидается в текущем году. Гарантией того, что вложенные «в дело» деньги в ближайшее время не выплеснутся на потребительский и валютный рынки, станет рост расходов, о котором власти тоже позаботятся. Так, 78,6% средств населения будет расходоваться на покупку товаров и услуг, а оплата обязательных платежей и взносов, по прогнозным расчетам, составит 20,2%. Кроме того, планируется «структурная балансировка» цен потребительского рынка путем опережающего, по сравнению с общим уровнем инфляции, повышения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта. Так что если у кого-то заведутся лишние деньги, государство заранее знает, как их применить или изъять.

Роман КУНИЦКИЙ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях