$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ЗАРПЛАТА ВЫШЕ-НАЛОГИ НИЖЕ©

21.09.2012

К концу 2012 г. зарплата бюджетников должна составить 80% от средней зарплаты в стране. При этом повышение зарплаты в бюджетном секторе увязано с возможностями бюджета и не приведет к диспропорциям в экономике. Об этом заявил на брифинге в Министерстве финансов замминистра Максим ЕРМОЛОВИЧ.

Он признал, что в прошлом году ситуация с зарплатой в бюджетной сфере была «не очень хорошей» и по реальной зарплате в этом секторе мы «существенно припали». А соотношение между доходами бюджетников и средней зарплатой в Беларуси снизилось до 75%. В этом году, по словам замминистра, положение заметно улучшилось, и он настроен весьма оптимистично, поскольку тарифная ставка увеличивалась в 2012 г. уже трижды и ожидается еще одно повышение.

Словом, М.Ермолович уверен, что обязательства перед бюджетниками в текущем году будут выполнены в полном объеме. И это не приведет к бюджетному дефициту, поскольку зарплата в этой сфере повышалась за счет того, что «экономика генерировала более высокие доходы». Замминистра выделил несколько положительных моментов. Во-первых, реальная зарплата в бюджетной сфере за 2012 г. возрастет более чем на 10%. Во-вторых, соотношение между зарплатой бюджетников и средней зарплатой по стране достигнет не менее 80% и к концу нынешнего года оплата труда в бюджетной сфере вырастет до 3,62–3,65 млн. Br, что составит в эквиваленте 415–420 USD.

«Мы будем актуализировать зарплату на уровень инфляции и проводить ревизию доходов», — заявил замминистра. И если в сентябре зарплата в бюджетном секторе станет около 3,15 млн. Br, то в декабре этот показатель может быть выше 3,60 млн. Br. Вряд ли есть смысл сомневаться в таком выводе, и все же понятно, что в ряде отраслей той же бюджетной сферы ситуация весьма непростая, а это приводит к существенному оттоку кадров, например, медицинских работников в Россию.

В 2013 г., сообщил М.Ермолович, реальная зарплата в бюджетной сфере вырастет на 7%, т.е. ее уровень должен достичь 480 USD, а упоминавшееся соотношение между зарплатой бюджетников и средней зарплатой в стране составит уже 82–85%. По словам замминистра, здесь и в 2013 г. мы будем придерживаться «сдержанного подхода». Поможет ли такой рост доходов бюджетников переломить негативные тенденции в кадровой сфере, покажет время.

Понятно, что многое будет зависеть от динамики инфляции и изменения валютного курса. К тому же надо честно признать, что зарплата врачей в той же России намного выше, чем у нас. Вместе с тем совершенно очевидно, что уроки прошлого года забывать никак нельзя и неоправданно повышать зарплату очень рискованно.

Помочь реализовать планы в бюджетной сфере, по мнению Дмитрия Кийко, начальника главного управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина, должно «смягчение условий применения упрощенной системы налогообложения». Как один из разработчиков действующей в стране «упрощенки» он с удовлетворением констатировал, что в этом году при работе над совершенствованием этого режима уплаты налогов в малом бизнесе учтены пожелания предпринимательских союзов и найден консенсус по расширению критериев выручки и численности для применяющих УСН. Д.Кийко считает, что увеличение первого из них до 8,2 млрд. Br, а второго — до 50 человек (для применения УСН без уплаты НДС) позволит существенно расширить круг субъектов предпринимательства, имеющих право перейти на «упрощенку». Разработчики нововведений ожидают, что за счет таких новшеств в малом бизнесе страны ежегодно будет создаваться 20 тыс. новых рабочих мест.

При этом возможно некоторое снижение поступлений НДС при применении УСН, но ожидается общий рост налоговых платежей в казну при эффективном развитии малого бизнеса. Кстати, сегодня УСН применяют свыше 130 тыс. субъектов хозяйствования, из них более 50 тыс. организаций. А налоговые поступления от этой категории плательщиков не столь весомы. Возможно, именно поэтому со следующего года планируется ввести имущественные налоги для «упрощенцев», но не всех, а только для имеющих в собственности 0,5 га земли и 1500 м2 недвижимости.

Кстати, именно за последний критерий очень активно «воевали» бизнес-союзы. И в принципе, значительный успех достигнут. Напомним, что в первоначальном варианте проекта изменений и дополнений в Налоговый кодекс критерий для уплаты налога на недвижимость составлял всего 150 м2 имеющихся у «упрощенца» площадей, в чем они справедливо увидели серьезный антистимул для развития малого и среднего предпринимательства в производственной сфере. При новом критерии, по словам Д.Кийко, свыше 80% субъектов, применяющих УСН, налог на недвижимость уплачивать не будут.

А в целом он в очередной раз подчеркнул, что упрощенная система налогообложения — это не льготный, а особый режим налогообложения, цель которого облегчить налоговое администрирование для субъектов малого бизнеса. Налоговая нагрузка и при УСН, и при общей системе налогообложения должна быть, по его мнению, равной. Но все же, если мы хотим реально стимулировать развитие малого бизнеса в стране, то на каком-то этапе налоговое бремя для малого предпринимательства может быть и ниже. Кстати, зарубежный опыт это подтверждает.

Д.Кийко также считает нецелесообразным применять (как один из вариантов УСН) налоговую базу в виде выручки за минусом расходов. Хотя в России в качестве таковой можно использовать и выручку, и доходы за минусом расходов, но при различных налоговых ставках. В то же время сопоставление «упрощенки» в странах ЕЭП показывает, что по некоторым критериям мы уступаем нашим партнерам (см. «ЭГ» № 70 за 2012 г., с. 4). А это важно в условиях усиления конкуренции. Но, может быть, активная работа над улучшением УСН все же даст дополнительный импульс для развития малого предпринимательства, на которое правительство в последнее время стало возлагать особые надежды.

Валерия ГЕРАСИМОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях