Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
13.05.2011 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЗАРПЛАТА ВЫРЫВАЕТСЯ ИЗ СЕТКИ

Одно из самых одиозных «изобретений» отечественного законодательства — Единая тарифная сетка (ЕТС), устанавливающая жесткие рамки определения условий оплаты труда, — уходит в небытие. Указом Президента от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» (далее — Указ № 181), вступающим в силу с 1 июня 2011 г., она окончательно превращена в набор необязательных рекомендаций. Применять их или нет, большинство субъектов хозяйствования сможет решать самостоятельно — в рамках условий, определенных Указом № 181.

Одно из самых одиозных «изобретений» отечественного законодательства — Единая тарифная сетка (ЕТС), устанавливающая жесткие рамки определения условий оплаты труда, — уходит в небытие. Указом Президента от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» (далее — Указ № 181), вступающим в силу с 1 июня 2011 г., она окончательно превращена в набор необязательных рекомендаций. Применять их или нет, большинство субъектов хозяйствования сможет решать самостоятельно — в рамках условий, определенных Указом № 181.

Отмены обязательности использования ЕТС бизнес-сообщество добивалось долгие годы. Но чиновники упорно держались за свое право регулировать зарплату, объясняя это необходимостью социальной справедливости, научно обоснованной дифференциации труда и прочими лучшими побуждениями, на практике обычно имевшими противоположный эффект. Так что неудивительно, что ликвидация вмешательства государства в вопросы оплаты труда заняла видное место в Директиве № 4 и мероприятиях по ее реализации, утв. постановлением Совмина и Нацбанка от 28.02.2011 № 251/6.

Воплощением в жизнь этих программных документов стал Указ № 181, которым придается рекомендательный характер применения ЕТС для оплаты труда работников коммерческих организации и индивидуальных предпринимателей. Поскольку исключения для госорганизаций здесь нет, можно сделать вывод, что это положение распространяется на организации всех форм собственности, в т.ч. и банки, что подтверждено в официальном комментарии пресс-службы Президента. С принятием Указа № 181 утрачивает силу Декрет Президента от 18.07.2002 № 17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников», требовавший всеобщего применения ЕТС. Правда, она не отменяется полностью, но коммерческим организациям и ИП предоставлено право самостоятельно принимать решения о ее применении.

Возможно, кому-то покажется удобным использовать старые «проверенные временем» системы оплаты труда, ничего не меняя. Благо такой путь становится куда безопаснее — за ошибки в определении тарифных ставок, разрядов и коэффициентов наказывать никого уже не будут. Как пояснили в Минтруда и соцзащиты, «наниматель может по-прежнему базироваться на ЕТС или не применять ее. Любая система оплаты труда будет приемлема, и соответствовать законодательству».

Однако государство не оставило работников на произвол нанимательской фантазии, постаравшись защитить их от негативных социальных последствий отказа от ЕТС. Согласно подп. 2.1 Указа № 181 субъекты хозяйствования при введении новых условий оплаты труда работников, в т.ч. без применения ЕТС, обязаны не допустить снижения размеров зарплаты на момент их введения. Требуется также устанавливать гибкие условия оплаты труда, направленные на усиление материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда, максимально учитывающие сложность выполняемых работ, уровень квалификации, эффективность, качество и условия труда, а также вклад каждого работника в общие результаты деятельности, его предприимчивость, творческий подход. Кроме того, необходимо соблюдать гарантии в области оплаты труда, предусмотренные законодательством.

При этом тарифные ставки (оклады) должны повышаться в зависимости от эффективности хозяйствования и в пределах имеющихся финансовых возможностей, если иное не установлено Президентом. Пока можно только гадать: позволят ли нанимателям самим определять степень своей эффективности и пределы возможностей или чиновники вновь займутся любимым делом, рассылая по предприятиям указания, кому и на сколько следует повышать зарплату?

Еще больше настораживает оговорка «если иное не установлено Президентом», позволяющая повышать зарплаты решением главы страны. Это, по крайней мере теоретически, оставляет государству возможность в любой момент снова вмешаться в вопросы оплаты труда.

С 1 июня отменяется и Декрет от 23.01.2009 № 2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики», которым общая сумма средств, направляемых на выплату премий за производственные результаты и надбавок, относимых на себестоимость и включаемых в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании, ограничивалась 80% суммы зарплаты, исчисленной по сдельным расценкам, а также тарифным ставкам и должностным окладам с учетом повышений, предусмотренных законодательством, в расчете на одного работника за фактически отработанное время в отчетном периоде по организации в целом.

Теперь это ограничение в несколько измененном виде сохранено только для организаций, являющихся естественными монополиями (таковых сегодня в соответствии с приказом Департамента ценовой политики Минэкономики от 21.01.2011 № 01-2011 (е) насчитывается 29). Для них согласно подп. 2.3 и 2.4 Указа № 181 общая сумма средств, направляемых на выплату премий за производственные результаты и надбавок всех видов, выплачиваемых работникам, относится на себестоимость и включается в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании, в пределах норматива, составляющего 80% суммы зарплаты, исчисленной по сдельным расценкам, а также тарифным ставкам и должностным окладам с учетом повышений, предусмотренных законодательством, за фактически отработанное время в отчетном периоде по организации в целом, если иное не установлено Президентом. При этом порядок использования средств, направляемых на выплату премий и надбавок в пределах данного норматива, будет определяться нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и т.п.

Отменяется и Указ от 27.02.1995 № 92 «О мерах по социальной поддержке населения», которым госпредприятиям и организациям с долей государства, в которых тарифная ставка 1-го разряда была выше, чем у бюджетников, разрешалось увеличивать зарплату только в прямой зависимости от роста объемов производства и реализации, повышения эффективности хозяйствования.

Совмину дан трехмесячный срок на приведение актов законодательства в соответствие с Указом № 181 и принятие иных меры по его реализации. Это несколько выходит за рамки сроков, определенных постановлением № 251/6 (исполнение предписаний Директивы № 4 в сфере оплаты труда должно было произойти во II квартале 2011 г.), но нам не привыкать ждать. Главное, чтобы принятые документы были ясными и непротиворечивыми, а не оказалось очередным тормозом для бизнеса.

Итак, со вступлением в силу Указа № 181 для большинства субъектов хозяйствования все ограничения на размер стимулирующих выплат и их включение в затраты отменяются. Это позволит широко применять в Беларуси различные формы и методы материального стимулирования работников, как давно делают соседние страны, где каких-либо ограничений нет. Главное, чтобы новые зарплаты и премии оказались по силам бюджетам самих предприятий. Ведь в нынешних условиях не так просто найти источники для дальнейшего роста заработков.

Александр ГАНАГО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by