Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Зарплата и безработица под контролем

Внимание государства к социально-трудовым отношениям в новом году не ослабнет
Внимание государства к социально-трудовым отношениям в новом году не ослабнет

В 2005г. зарплаты белорусов выросли до запланированного уровня, безработица снизилась также в полном соответствии с прогнозом. По словам государственных экспертов, это стало результатом неусыпного внимания государства ко всем процессам, происходящим в сфере социально-трудовых отношений. В новом году ослаблять это внимание и пускать на самотек вопросы выплаты заработной платы, обеспечения занятости также не планируется. С чем пришли к концу 2005г., чего ждать от 2006г. в социально-трудовой сфере? Об этом "Экономической газете" в первые дни нового года рассказал заместитель министра труда и социальной защиты Валерий ПАВЛОВ.

- Закончился год, к концу которого средняя по республике заработная плата должна была достигнуть 250 USD в эквиваленте. По данным Минстата, в ноябре она составила 234 USD в эквиваленте. Наверное, уже подведены предварительные итоги и за 12 месяцев: Валерий Иванович, удалось ли выполнить намеченное? За счет каких источников?

- Да, действительно, за 11 месяцев 2005г. среднемесячная зарплата в республике увеличилась к соответствующему периоду прошлого года на 34, 5% и составила 461 тыс. руб. В т.ч. в ноябре 503 тыс. руб., или 233,8 USD в эквиваленте. Эти цифры соответствуют прогнозу, который был определен на 2005г. - 128,9-132,3%. В бюджетном секторе экономики среднемесячная заработная плата работников выросла по сравнению с январем-ноябрем 2004 г. на 38,8% и составила 425,6 тыс. руб. Эти показатели также выше, чем те, которые заложены в прогнозе на 2005г. Реальная заработная плата в целом по республике за 11 месяцев 2005г. к соответствующему периоду 2004г. выросла на 21,6%, а в бюджетном секторе ее прирост составил 25,5%.

Как видим, по итогам 11 месяцев мы вплотную приблизились к выполнению доведенных заданий и можем с уверенностью говорить, что запланированные показатели будут обеспечены как в целом по народному хозяйству, так и в бюджетной сфере.

Думаю, это стало результатом того, что еще в конце прошлого года по решению Совета Министров органам госуправления были доведены показатели, которые необходимо было выполнить в 2005г., в т.ч. и по уровню заработной платы. Мероприятия по выполнению этих показателей были предусмотрены также в Совместном плане действий правительства и Национального банка по достижению важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений кредитно-денежной политики на 2005г. Кроме того, правительство ежемесячно рассматривало ход выполнения показателей по росту заработной платы. Все вместе это и дало тот результат, на который мы и рассчитывали.

- Насколько мне известно, заканчивается работа над проектом Государственной программы занятости на будущий год. Скажите, пожалуйста, какой уровень регистрируемой безработицы закладывается в этом документе, какие новые направления обеспечения эффективной занятости появятся в новом году?

- Проект Программы представлен в Совет Министров и ожидается, что в ближайшее время он будет рассмотрен на заседании президиума Совета Министров. В документе определен комплекс мер, который направлен на дальнейшее ослабление напряженности и улучшение ситуации на рынке рабочей силы, в т.ч. в городах и населенных пунктах с устойчиво высоким уровнем безработицы и имеющих градообразующие предприятия. Кроме этого определены мероприятия по повышению эффективности использования трудовых ресурсов, содействию безработным и временно незанятым гражданам республики в возобновлении или же начале трудовой деятельности, обеспечению социальной защиты населения путем предоставления всех мер социальной защиты, которые определены в нашем законодательстве. Имеются в виду пособия по безработице, стипендии проходящим подготовку, оказание материальной помощи и ряд других. На конец 2005г. мы ставили задачу (и я с оптимизмом смотрю на ее выполнение) не выйти за пределы 1,5% безработных к экономически активному населению. В прошлом году нам удалось добиться снижения уровня регистрируемой безработицы в ряде регионов с напряженной ситуацией на рынке рабочей силы, таких как Ганцевичский, Калиновичский, Лунинецкий районы, город Солигорск.

Программа 2006г. нацелена на закрепление позитивных тенденций на рынке труда и удержание уровня безработицы в социально приемлемых параметрах. Серьезный пересмотр позиций произошел в связи принятием Программы возрождения и развития села. Поэтому и в Программе занятости мы предусматриваем меры по снижению уровня безработицы и повышению занятости населения именно в сельской местности, в том числе и в агрогородках. Вообще следует отметить, что особенностью данной Программы является ее направленность на решение проблемы занятости целевых групп, таких как молодежь, инвалиды, женщины. Объем ее финансирования в 2006г. составит порядка 146 млрд. руб.

- Как вы оцениваете имеющийся в республике уровень экономически неактивного населения? От экспертов мне доводилось слышать, что его число доходит до 28% от численности трудовых ресурсов. Ваше мнение по этому поводу?

- Действительно, такая проблема есть. Что касается конкретной цифры, то она несколько ниже. В числе экономически неактивного населения - женщины, занимающиеся домашним хозяйством, значительное число людей, которые, не оформляя никаких трудовых отношений, заняты в каком-то частном бизнесе, неофициально выезжающие гостарбайтеры. В связи с этим сейчас у нас поставлена задача изучить природу этого явления и постараться воздействовать на данный процесс. В вышеупомянутой Программе, кстати, предусматривается провести в 2006г. исследования в нескольких регионах республики по этой проблематике.

- Где-то год назад шли разговоры о том, что будут создаваться совместные российско-белорусские программы обмена трудовыми ресурсами, так сказать, официальной миграции. Удалось ли их реализовать?

- Государственная служба занятости активно сотрудничает с соответствующими российскими службами. У нас с Петербургом, Калининградом и соответствующими областями установлены хорошие контакты и происходит обмен информацией о наличии свободных рабочих мест и пр. Активно сотрудничают с россиянами наши приграничные регионы, например Витебская область. То есть определенные подвижки есть. Недавно состоялось заседание Союзного правительства, на котором рассматривалась и была одобрена единая методология формирования и регулирования общего рынка Союзного государства. Это создаст поле взаимодействия по созданию цивилизованного рынка труда, в чем заинтересованы все.

- Не планируется ли изменить подходы к исчислению пособия по безработице? Ведь нынешние среднестатистические 35 тыс. уж слишком незначительны.

- Я согласен с тем, что суммы пособий действительно невелики. Но в данном случае необходимо иметь в виду, что статус безработного дает еще право на ряд других социальных благ - материальную помощь, пособие на детей. Кроме того, законодательство предусматривает возможность временного трудоустройства, в период которого сохраняется и пособие по безработице. Есть еще возможность пополнить свой бюджет путем участия в оплачиваемых общественных работах. К тому же следует иметь в виду, что пособие должно стимулировать безработного к скорейшему поиску работы и быстрейшему трудоустройству.

Также Минтруда и соцзащиты приняло дополнения в нормативные документы, предусматривающие возможность предоставления дополнительной материальной помощи безработным из числа молодежи на период профессионального обучения, если оно проходит не по месту жительства.

- Стоит ли ждать субъектам хозяйствования каких-либо изменений в регулировании оплаты труда? Сегодня от одних руководителей приходится слышать, что установленная государством планка слишком высока, от других - что низка. Не планируется ли дать больше свободы предприятиям в определении уровня заработной платы? В частности, смягчить нормы постановления правительства № 1651, ограничивающего тарифную ставку первого разряда размером БПМ для трудоспособного населения?

- Что касается постановления №1651, то должен сообщить, что его принятие не было чем-то спонтанным и не просчитанным. После вступления его в силу, когда у многих действительно возникли вопросы по применению данного постановления, мы проводили семинары, давали разъяснения в печати. Кроме того, мы постоянно изучали его правоприменительную практику и пришли к выводу, что причин для кардинального изменения этого постановления не имеется. Это подтвердило и заседание Межведомственной комиссии по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса, на котором этот вопрос рассматривался.

С предприятиями, у которых возникли проблемы с его применением, мы работали в индивидуальном порядке. Для этого изначально в самом постановлении № 1651 предусмотрели норму, позволяющую по решению Совета Министров в зависимости от значимости предприятия для экономики республики устанавливать повышенный предельный норматив тарифной ставки первого разряда. По 14 организациям такое решение правительства уже было принято. Конечно, не всем мы можем предоставить такую возможность. Перед нами стоит задача не допустить необоснованной межотраслевой дифференциации. В январе-ноябре этот показатель составлял 4,6 раза и снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1процентный пункт.

В то же время повышать заработную плату надо. Это предусматривает программа социально-экономического развития страны. В связи с этим мы внесли изменения в порядок повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями, вступившие в действие с 1 апреля прошлого года. Тем самым расширены возможности организаций повышать заработную плату работникам. Кроме того, по нашему предложению правительство приняло постановление, разрешающее предприятиям повышать тарифную ставку 1-го разряда до уровня, установленного правительством, при условии, что у них нет задолженности по заработной плате и платежам в ФСЗН нашего министерства. Разумеется, это касается тех предприятий, которые используют тарифную ставку ниже уровня, установленного правительством (в настоящее время это 58тыс. руб.).

Мы и сегодня продолжаем держать ситуацию по уровню заработной платы под контролем. Министерство продолжит изучение практики применения этого постановления и готово учесть все аргументированные замечания и предложения.