$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Запутаться в сетях... товаропроводящих

01.12.2006

Благая идея развивать товаропроводящие сети (ТПС) по продвижению белорусской продукции на зарубежные рынки может обернуться созданием очередных посредников, избавляться от которых как раз и призывает глава государства, говорили на недавнем заседании Республиканского совета директоров Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) руководители предприятий. Директора вовсе не против создания таких сетей, они просто призывают подходить к этому вопросу более осторожно.

«Нельзя заставлять огулом всех «вступать» в товаропроводящие сети», — высказал свое мнение генеральный директор ОАО «Мозырьсоль» Михаил Литвин. Предприятие вполне успешно самостоятельно, без сетей, продает за рубежом свою продукцию (85% произведенного идет на экспорт), а ему запрещают напрямую работать с другими субъектами хозяйствования. «Нас заставили отдать всю наработанную в течение нескольких лет клиентуру в Прибалтике торговому дому в Риге», — сокрушался директор. По словам руководителя, в скором времени предприятие не сможет напрямую работать и с Россией, куда поставляется половина продукции, потому что в Москве создается аналогичный торговый дом. Как в таких условиях предприятию строить свою политику по развитию зарубежных рынков, если в России и Прибалтике оно напрямую уже не сможет работать, недоумевает директор. «Сегодня нам доводят показатели по экспорту, но продавать самим не дают, мол, ты производи, а мы будем торговать. Тогда и отвечайте за показатели. Это что, все от недоверия к руководителю? Непонятно», — не скрывал он своих эмоций.

По словам руководителя, товаропроводящие сети, возможно, нужны для продукции, которая не продается. «Если бы эти торговые дома предложили свои услуги 3-4 года назад, когда наше предприятие «лежало», а склады завода были завалены солью, я бы их задушил в объятиях. А сейчас, когда все налажено со сбытом, у предприятия просто забирают клиентуру», — сокрушался директор «Мозырьсоли».

Государство должно лишь создавать условия для того, чтобы руководители предприятий могли активно продвигать свою продукцию за рубежом, например, строить там бизнес-центры, гостиницы и т. д. и сдавать номера и офисы белорусским субъектам хозяйствования, которые приезжают на переговоры, по символическим ценам, предложил другой представитель директорского корпуса. Ведь расходы на то, чтобы снять на несколько дней офис в Москве и номер в отеле обходятся белорусским фирмам недешево. Такое, впрочем, практикуется сейчас в Москве, но лишь для ограниченного круга директоров.

Взгляд правительства на перспективы создания товаропроводящих сетей изложила руководителям предприятий замначальника управления координации внешнеторговой деятельности и создания товаропроводящих сетей Министерства торговли Ирина Махоркина. По ее словам, Указ от 5.05.2006 № 289 возложил на Минторг функции координатора при создании ТПС за рубежом. «Не могу сказать, что мы большие специалисты в этой сфере, но вместе с вами мы этому будем учиться. Эта система только начинает складываться», — призналась она.

При этом де-юре системы ТПС еще нет, но фактически она существует, отметила И.Махоркина. Минторг уже подготовил Положение о товаропроводящей сети, которое находится на согласовании в правительстве несколько месяцев. Согласно этому документу ТПС представляют собой совокупность юридических лиц, обособленных подразделений, филиалов и представительств, осуществляющих реализацию товаров. Дана также градация субъектов ТПС (собственный, прямой и т. д.). В связи с расширением экспортной кооперации появилось понятие корпоративный субъект ТПС — субъект, акции которого принадлежат нескольким субъектам хозяйствования РБ. Малые и средние предприятия смогут использовать товаропроводящие сети крупных. Документ также уточняет понятия «дилер» и «дистрибьютор».

Основная работа по формированию товаропроводящей сети будет завершена до конца 2007 г., сообщила представитель Минторга. Планируется, что к этому сроку общее число субъектов ТПС составит 271. Сейчас за рубежом Беларусь представляют 156 субъектов ТПС. Большинство их сосредоточено в России (111), на которую приходится около 95% товаров, продающихся через товаропроводящие сети. В Украине действуют 12, в других странах СНГ — 7, а в странах дальнего зарубежья — 26 субъектов ТПС. «Перед предприятиями стоит задача максимально использовать товаропроводящие сети при доведении белорусской продукции до потребителей. И особенно это касается стран СНГ и России», — отметила она.

Поскольку субъекты товаропроводящей сети находятся далеко от Беларуси, возник вопрос, как их контролировать и эффективно ими управлять, отметила И.Махоркина. «Есть ряд негативных случаев, когда торговый дом под названием «Беларусь» в одном из государств дальнего зарубежья вместо продвижения товара занимался совершенно другими вопросами, хотя имел гордое название нашей страны», — пояснила представитель Минторга. В связи с этим министерство внесло предложение о формировании трехуровневой системы управления и координации ТПС. К первому относятся субъекты сети, которые создаются под контролем правительства (такие как Белорусский торгово-выставочный информационно-маркетинговый центр в Москве, всевозможные торгово-распределительные центры, которые сейчас формируются в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и т. д.). Ко второму — субъекты ТПС, создающиеся под патронажем органов госуправления. К третьему уровню — субъекты ТПС, которые создаются непосредственно руководителями предприятий (торговые дома, дилерские структуры и т. д.). Создание подобной структуры будет завершено уже к концу нынешнего года, пообещала представитель Минторга. При этом министерство будет координировать только первые два уровня. Третий — сами руководители предприятий во взаимодействии с Минторгом через вышестоящие органы управления. Все это позволит эффективнее работать на внешних рынках и повышать товарооборот за рубежом.

При этом Минторг проводить маркетинговые исследования по изучению зарубежных рынков сбыта белорусской продукции не будет, сообщила И.Махоркина, отвечая на вопрос председателя гильдии маркетологов Анатолия Акантинова. «Перед министерством такая задача не стоит. Мы в данном случае выступаем лишь как координаторы. Ведь в каждой отрасли есть свои особенности, поэтому за всех мы думать не можем», — пояснила она. Однако фраза Акантинова «не получится ли так, что, разгрузив склады предприятий, мы загрузим товарами склады субъектов товаропроводящей сети», фактически повисла в воздухе…

Дмитрий ЕРМАК