$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ЗАПУСК ЗАВОДОВ:ДУБЛЬ N 2©

23.06.2015

Ситуация в некоторых отраслях промышленности серьезно тревожит белорусские власти. Предприятия, некогда обеспечивавшие республике славу «сборочного цеха СССР», сегодня оказались на грани выживания. Однако спасать их предлагается в привычном «ручном режиме».

На протяжении многих лет белорусское машиностроение, помимо выпуска продукции, вынуждено было выполнять множество дополнительных социальных и инфраструктурных функций — от субсидирования жилищно-комунальных расходов до спасения присоединенных колхозов. Теперь «вытягивать» приходится сами заводы, которые из крупнейших доноров бюджета превратились в получателей господдержки. На совещании об актуальных вопросах развития крупных машиностроительных предприятий 19 июня Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил о необходимости выработать на каждом предприятии гибкие меры реагирования на складывающиеся вызовы и угрозы.

По мнению Президента, развитие белорусской промышленности в минувшем году происходило в сложных внешнеэкономических условиях и, к сожалению, негативные тенденции сохраняются. Все это вызывает сокращение экспорта и производства, отражается на финансово-экономическом состоянии предприятий.

«На первый план выходят вопросы качества и себестоимости продукции, эффективности управления, производства и диверсификации продаж, — подчеркнул глава государства. — Мы не единожды обсуждали данную проблему, и было принято принципиальное решение о том, что может сделать государство. Мы должны честно и откровенно сказать: мы делаем это или по каким-то причинам делать не будем». На каждом предприятии должны быть выработаны гибкие меры собственного реагирования на складывающиеся вызовы и угрозы, требует Президент. Он напомнил, что в 2013 г. поручал высшим должностным лицам курировать предприятия, испытывающие сложности с реализацией продукции. «Исходя из достигнутых результатов видно, что этот механизм в нынешних условиях срабатывает слабо, — считает А.Лукашенко. — Но, тем не менее, главный на предприятии — директор, с него основной спрос».

На совещании не упомянули, собираются ли заодно спрашивать с тех, кто стоит над директорами и из года в год спускает на них планы наращивания производства и экспорта, одновременно требуя сохранять рабочие места и не допускать роста складских запасов и т.п. К сожалению, выписывая очередную дозу процентов роста, чиновники не принимали во внимание, что машиностроение подвержено колебаниям экономической конъюнктуры в значительно большей степени, чем другие отрасли экономики. Оно сильно зависит от инвестиционной активности компаний, покупающих машины и оборудование. Такая односторонняя зависимость постоянно подвергает машиностроение циклическим изменениям спроса. В результате оно больше всех страдает от чередования кризисов и экономических подъемов.

Поэтому сейчас ориентация на рынок СНГ и прежде всего — российский, привела к серьезным проблемам со сбытом. Попытки диверсификации сбыта путем увеличения поставок на рынки развивающихся стран пока не принесли масштабных результатов. Там белорусским производителям приходится сталкиваться с глобальной конкуренцией, причем не только по цене и качеству, но и по условиям финансирования, сервису и уровню технологий. Между тем отечественные предприятия весьма ограничены в возможностях предоставления отсрочек и рассрочек своим покупателям и имеют довольно ограниченные ресурсы для создания новых технологий. Но проводить масштабную модернизацию за счет бюджетных средств и льготных кредитов удается лишь тем предприятиям и отраслям, которые назначаются приоритетными по прихоти чиновников — причем порой с весьма скромными результатами.

ПРИМЕРОМ тому может служить ситуация в деревообработке, обсуждавшаяся на предыдущем совещании 18 июня. «Мы уже не первый раз обсуждаем проблемы деревообрабатывающих предприятий и были также вынуждены принимать непопулярные решения по отдельным предприятиям, — заявил Президент. — Но, как мне докладывают, ситуация там не радужная. Так называемые временные трудности затягиваются на довольно длительный период». Падение рынков, давление конкурентов, более дешевые ресурсы в России и прочее глава государства считает отговорками, которые сегодня не принимаются. Те, кто мыслит подобными категориями, просто не чувствуют ситуацию вокруг. В Европе ресурсы еще дороже, а цены и качество, тем не менее, более приемлемы. Поэтому Президент требует не заниматься поиском внешних причин, а проанализировать реальную ситуацию и пути решения проблем.

Одним из таких путей правительство считает реструктуризацию долгов ряда предприятий. Однако всего через месяц после принятия Указа от 9.04.2015 № 160, дающего 5-летнюю отсрочку должникам-деревообработчикам, появился новый аналогичный проект. «При этом до сих пор непонятно, когда закончатся эти временные проблемы, как будут развиваться предприятия и смогут ли предложения правительства оздоровить деревообрабатывающую отрасль», — усомнился Президент. Он заявил, что «нельзя допустить самообмана и перекладывания решений на будущие, какие-то лучшие времена».

«Для кого предлагается новая схема, обозначенная в проекте указа, для самих предприятий или же для банков? — прозвучал вопрос главы государства. — Не получится ли так, что спрячем плохие долги в бюджете, а проблемы останутся нерешенными?» — задал резонные вопросы Александр Лукашенко.

В модернизацию деревообработки вложено более 1 млрд. USD. «Что дальше? Будем заканчивать модернизацию и просто ждать, когда рынки сами поднимутся, или принимать действенные меры по развитию отрасли?» — поинтересовался Президент и потребовал объяснений и объективной информации о результатах проведенной модернизации.

ИНТЕРЕСНО, что в 2008 году на долю деревообработки приходилось всего 1,5% инвестиций в основной капитал, осуществленных в промышленности, а в 2013-м — уже 8,6%, тогда как в производстве машин и оборудования их доля упала с 5,8 до 3,3%, а в производстве транспортных средств и оборудования — выросла с 3,3 до 5,1%. В то же время удельный вес деревообрабатывающей отрасли в общем объеме промпроизводства республики увеличился с 1,6% в 2009 г. до 1,8% в 2014-м, тогда как доля производства машин и оборудования сократилась с 9,4 до 7,5%, а транспортных средств и оборудования — с 4,1 до 3,5%. Разумеется, перераспределение ресурсов от одних отраслей к другим, объявленным приоритетными, можно считать несущественной «отговоркой». Но тогда нужно найти более весомое объяснение высокой волатильности динамики темпов роста промышленного производства в республике в целом и по отдельным отраслям (см. диаграмму на с. 2).

Столь же несущественной отговоркой является сокращение экспорта инвестиционных товаров в прошлом году на 18,5% по сравнению с 2013-м. В частности, экспорт машин и оборудования снизился на 18,8%, транспортных средств — на 25,3%, а в I квартале т.г. к I кварталу 2014 г. — на 43,5 и 56,1% соответственно. Падает и внутренний спрос:

ВО ВРЕМЯ совещания шла речь о ситуации на предприятиях Минпрома в целом и на четырех системообразующих предприятиях — МАЗе, БелАЗе, Гомсельмаше и МТЗ. Главе государства было доложено, насколько действенной оказалась принятая ранее система мер по продвижению продукции на внешние рынки. Кроме того, правительство предложило меры государственной поддержки, которые должны быть оказаны предприятиям для того, чтобы они успешно завершили вторую половину года и в целом год. Президент потребовал четко определить, что в первую очередь необходимо сделать по развитию этих предприятий, а также выработать системные подходы к решению поставленных задач. Перед тем, как заслушать предложения правительства по развитию промышленности и улучшению ситуации в ней, глава государства потребовал информацию о реальной ситуации от министра промышленности и вице-премьера, отвечающего за данную сферу. Премьер-министр проинформировал о мерах, принимаемых правительством по финансовому оздоровлению проблемных предприятий.

Пока тенденции работы некоторых компаний выглядят не слишком оптимистично (см. табл. на с. 2). Но такая выборка дает далеко не полное представление о ситуации в промышленности. Ведь, по данным статистики, на начало прошлого года в Беларуси по виду деятельности «Производство машин и оборудования» числилось 1073 предприятия, «Производство транспортных средств и оборудования» — 144. Многие из них сталкиваются со снижением выручки и прибыли, убытками, потерей рабочих мест и оборотных средств, ростом долгов и другими проблемами. Но на господдержку смогут рассчитывать лишь избранные.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, белорусскому машиностроению нужны немалые средства, чтобы соревноваться с крупнейшими мировыми центрами — Евросоюзом, на который приходится более 1/3 глобального валового выпуска продукции, США (17%), Японией (16%), Китаем (около 13%). Для западных компаний кризис стал стимулом для модернизации технологий и менеджмента, привлечения инвестиций, пусть даже с применением таких мер, как массовые увольнения, закрытие или продажа нерентабельных подразделений. В результате, хотя темпы роста в 2012–2014 гг. в США и ЕС не вернулись к докризисному уровню, капитализация и прибыль восстановились. Сейчас по такому же пути пытаются идти некоторые российские компании. Например, попытка восстановить темпы роста экономики за счет бюджетных вливаний и реструктуризации долгов отдельных предприятий приведет скорее к появлению новых дисбалансов в экономике, чем к качественному росту. К тому же деньги для госпредприятий государство может взять только у частного сектора. А поскольку у бизнеса вряд ли будет желание передать свои ресурсы под управление государства, изымать их будут путем усиления фискальных и контрольных мероприятий, невзирая на прежние призывы и обещания. Другого пути у властей, желающих любой ценой сохранить стагнирующую социально-экономическую модель, не остается.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Тем временем

«Камаз» намерен вдвое сократить расходы по своей долгосрочной инвестпрограмме, предусматривающей модернизацию производства, разработку нового модельного ряда и т.п., заявил на Петербуржском международном экономическом форуме гендиректор предприятия Сергей Когогин.

Стоимость программы будет снижена за счет создания совместных предприятий, пересмотра поставщиков и более эффективных решений, пишут «Ведомости». В основном планируется использовать заемные средства — «Камаз» намерен разместить облигации на 35 млрд. RUB под гарантии государства.

В 2014 г. чистая прибыль «Камаза» по МСФО сократилась в 20 раз до 211 млн. RUB, а в I квартале 2015 г. чистый убыток по РСБУ составил 463,3 млн. В 2014 г. продажи «Камаза» на внутреннем рынке упали на 14%, по итогам I полугодия 2015 г. ожидается спад еще на 40% и соответствующие убытки, но экспорт уже в январе–марте вырос на 28%.

Инвестпрограмма «Камаза» предусматривает доведение к 2020 г. доли экспорта до 30%. Таким образом, поскольку создание холдинга «Союзавто» не состоялось, конкуренция белорусских и российских производителей будет обостряться.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях