$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Запреты неэффективны,

08.02.2008

Не секрет, что многие отрасли экономики испытывают кадровый дефицит. Стране нужны грамотные строители, технологи, энергетики… Однако из года в год во время вступительных экзаменов в вузы и ссузы на менее востребованные специальности наблюдаются заоблачные конкурсы, а на востребованные — недобор.

Почему молодежь не хочет получать образование, которое гарантирует ей трудоустройство? Что необходимо сделать для того, чтобы сократить разрыв между желаниями молодых людей, их возможностями и потребностями общества?

Отвечая на эти вопросы, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир Зданович напомнил: в одиннадцатом классе школьники сегодня должны учиться в профильных классах. То есть уже практически определиться «кем быть». Но старшеклассники (а чаще — их родители) выбирают профили, исходя из своих предпочтений и представлений о престижности профессий. В итоге большинство школ вынуждено формировать правоведческие, экономические и педагогические классы. Вузы и колледжи также подстраиваются под желания абитуриентов, не обращая внимания на то, что по таким специальностям уже сегодня невозможно трудоустроиться. Отсюда и дисбаланс в подготовке кадров.

Особенно тревожная ситуация с набором в профтехучилища. В структуре занятого населения представители рабочих специальностей (плюс сфера услуг) составляют почти 60%, но число молодых людей, желающих в будущем трудиться на таких местах, незначительно.

Депутат сообщил, что в Министерстве образования разрабатывается план по подготовке школьников к осознанному выбору профессии, нужной стране. В него включено выявление интересов, способностей и профессиональных намерений ученика, консультирование, проведение бесед, тренингов. Считается, что после такой «обработки» к одиннадцатому классу молодой человек «созреет» и будет способен выбрать профиль обучения, соответствующий его намерениям и одновременно необходимый государству. А в школе к этому моменту будут созданы условия для организации профильных классов.

Но выполнить намеченное, по словам В.Здановича, можно лишь при четком прогнозе потребности в кадрах на перспективу. Пока же никто не может ответить, сколько профильных классов и какой направленности необходимо организовывать на базе школ.

Следует искать разумный компромисс между желаниями молодых людей, их возможностями и потребностями экономики. Какие-либо запреты и ограничения при приеме в вузы и колледжи малоэффективны, здесь требуются другие подходы.

Понятно, что молодежь можно привлечь хорошей зарплатой. Разрабатывая программу подготовки кадров, считает депутат, Совмин должен учесть ряд моментов. Так, если стране в будущем нужны строители или технологи, то уже сейчас надо не только на школьных уроках, но и с экранов телевизоров, в печати говорить о важности и престижности этих профессий. Правительству следует довести отделам образования задания по формированию классов соответствующей направленности, а вузам, ссузам и ПТУ — по обеспечению через «энное» количество лет мест для набора студентов и учащихся на такие специальности. И, конечно же, выделить из бюджета средства для материального стимулирования молодежи, сделавшей выбор в интересах государства.

Причем школьник должен знать, что на всех востребованных государством специальностях он будет учиться за счет бюджетных средств, а на невостребованных — платить за свое обучение.

Конечно, такие подходы потребуют дополнительных бюджетных ассигнований, но без соответствующего финансирования решить проблему не удастся, подчеркнул глава парламентской комиссии. И уже буквально с этого года абитуриента в приемной комиссии следует информировать, по каким специальностям после получения диплома вуз гарантирует ему трудоустройство, а по каким — нет.

Депутат уверен, что такие шаги дадут определенный результат.

Анна РАДЮК