$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ЗАПОЗДАЛЫЕ ИСПРАВЛЕНИЯ©

11.10.2013

Ожидавшийся еще зимой документ, позволивший бы организациям переходить на упрощенную систему налогообложения без уплаты НДС, появился лишь на этой неделе. Указом Президента от 7.10.2013 № 455 «О некоторых вопросах налогообложения, переоценки имущества и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» внесено множество корректив в налоговое законодательство, причем большинство из них вступают в силу задним числом — с 1 января 2013 г.

Напомним историю вопроса. Законом от 26.10.2012 № 413-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» было установлено, что применять упрощенную систему налогообложения без уплаты НДС вправе организации, у которых численность работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно составляет не более 50 человек, и индивидуальные предприниматели, если размер валовой выручки нарастающим итогом с начала года не превысил 8,2 млрд. Br (подп. 3.12.3 ст. 286 НК).

Для этого, казалось бы, достаточно проинформировать свою налоговую инспекцию. Но оказалось, что это невозможно: законодатели забыли уточнить, что считать отчетным периодом: 2012 год или 2013-й. В результате стало непонятным, можно ли при соблюдении указанных критериев в прошлом году перейти на упрощенную систему налогообложения без НДС в 2013-м? Оказалось, что нельзя, поскольку порядок «переходного периода» в Налоговом кодексе не урегулирован. Поэтому, как разъясняли в начале текущего года в МНС, подготовлен проект указа Президента, где будет регламентирован переход на «упрощенку» без НДС с 1.01.2013 г. для тех, кто соответствует установленным критериям численности и выручки.

Однако для появления обещанного документа понадобилось более 9 месяцев. Заинтересованные налогоплательщики, несмотря на наличие всех требуемых критериев, так и не смогли воспользоваться правом перехода на «упрощенку» без НДС. Им пришлось платить этот налог, выставлять его покупателям и ждать нового года. Но обещанный нормативный правовой акт — Указ № 455 — неожиданно появился 7 октября и был опубликован 10 октября.

В соответствии с подп. 1.2 Указа № 455 организации и ИП, применявшие в 2012 г. и продолжающие (продолжавшие) применять в 2013 г. УСН, вправе применять ее без уплаты НДС с начала 2013 г. на тех условиях, которые с 1 января установлены в главе 34 Налогового кодекса, т.е. если численность работников организации в среднем за период с 1 января по 31 декабря 2012 г. составила не более 50 человек, а валовая выручка организации, ИП, определенная нарастающим итогом за 2012 г. в соответствии с положениями п. 2 ст. 288 Налогового кодекса, действовавшими на 31.12.2012 г., не превысила 8,2 млрд. Br.

Тем, кто захочет воспользоваться своим правом перейти на упрощенку без НДС, Указ № 455 предписывает внести необходимые изменения в бухгалтерский учет и отчетность (учет доходов и расходов на общих основаниях) либо в книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Но самое главное — им надо, согласно подп. 1.2 Указа № 455, не позднее 22 октября письменно уведомить налоговую инспекцию о применении с начала 2013 г. упрощенной системы налогообложения без уплаты НДС, представить налоговые декларации по налогу при УСН и НДС с внесенными изменениями и дополнениями и уплатить (доплатить) суммы указанных налогов без начисления пени и применения мер административной ответственности.

Явно запоздавшее разрешение перейти на «упрощенку» без НДС вызывает множество вопросов. Первый из них — почему речь идет только о доплате налогов? Да, ставка налога при УСН без уплаты НДС выше, чем с уплатой НДС. Но как быть с уплаченным в течение этого года НДС? О его возврате или зачете в Указе № 455 нет ни слова. Остается предположить, что поскольку организации предъявляли НДС покупателям, а те принимали его к вычету, то государство сочло все эти перемещения денег «делом прошлым», а восстановление обязательств в треугольнике «плательщик – покупатель – бюджет» — излишним.

Заодно подпунктом 1.3 Указа № 455 организациям с численностью работников не более 15 человек и ИП, у которых валовая выручка за 2012 г. не превысила 4,1 млрд. Br, применявшим в прошлом году и продолжающим применять в 2013 г. упрощенную систему налогообложения, разрешено вести с начала 2013 г. учет в книге учета доходов и расходов. Но и здесь выставлены определенные условия: организации и индивидуальные предприниматели, ведущие соответственно бухучет и отчетность и учет доходов и расходов на общих основаниях, должны прекратить это ведение со дня, следующего за днем официального опубликования Указа № 455, если иное не установлено в части 6 п. 1 ст. 291 Налогового кодекса.

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в котором официально опубликован Указ № 455, им надо представить налоговые декларации по налогу при упрощенной системе налогообложения и НДС с внесенными изменениями и дополнениями и не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в котором официально опубликован Указ № 455, уплатить (доплатить) суммы налога при УСН и НДС без начисления пени и применения мер административной ответственности. Здесь снова речь идет об уплате и доплате налогов. Спасибо, что хотя бы без санкций. Разумеется, не говорится и о взысканиях в отношении тех, кто принял год назад столь «грамотные» и «правильные» изменения в Налоговый кодекс без переходных норм и провел «работу над ошибками» в самое «подходящее» время.

Впрочем, белорусским бизнесменам и бухгалтерам не привыкать к подобным поворотам налогово-временного континуума. Можно припомнить, что в прошлом году Указ Президента № 312, которым ставки налога в игорном и туристическом бизнесе приводились в соответствие с Налоговым кодексом, появился только 11 июля, но вступил в силу с 1 января. Почему-то как и тогда в Законе № 413-З власти не сочли нужным прописать в Налоговом кодексе все необходимые переходные положения, позволившие бы применять нормы налогового законодательства с начала года, когда начинается налоговый период. Можно допустить, что все предусмотреть не удалось. Но, во-первых, почему, если нормативные акты готовятся в министерствах и парламентских комиссиях, проходят множество фильтров согласований, а в придачу должны в соответствии с Директивой № 4 обсуждаться с бизнес-сообществом? И наконец, почему, если уж ошибка вкралась, на ее исправление государству требуется порой от 6 до 9 месяцев?

Надо отметить, что вопросы применения УСН — далеко не единственные, затронутые в Указе № 455. Заодно в нем содержится еще целый ряд норм, касающихся различных аспектов налогообложения, например, сроков признания внереализационных доходов, налоговой базы по налогу на прибыль и единого налога для производителей сельхозпродукции, применения механизма переноса убытков на будущие периоды, подоходного и земельного налогов и арендной платы за землю, трансфертного ценообразования. Так, в подп. 1.4 Указа № 455 установлено, что при проведении проверки (за исключением камеральной) плательщика, осуществляющего внешнеторговую деятельность, определенную в п. 1 ст. 301 НК, налоговые органы вправе осуществлять контроль соответствия налоговой базы по налогу на прибыль, определенной плательщиком, базе, определенной налоговиками с учетом рыночных цен, когда цена сделки (сделок с одним лицом) при осуществлении такой внешнеторговой деятельности превышает в течение одного календарного года 60 млрд. Br на дату приобретения или дату реализации товара и цена такой сделки отклоняется более чем на 20% от рыночной. Также задним числом на весь 2013 год вводится акциз в размере 306,5 тыс. Br за 1 т дизтоплива с метиловыми эфирами жирных кислот, а на отгруженное (отпущенное) для его производства дизтопливо — нулевой налог.

Кроме того, Указом № 455 вносятся изменения и дополнения в целый ряд других указов Президента.

Таким образом, белорусский бизнес вступил на очередной этап «внепланового» совершенствования налогового законодательства — как раз накануне принятия очередных изменений на следующий год. Хотелось бы надеяться, что многочисленные правки в Налоговый кодекс, которые вступят в силу с 1 января 2014 г., не понадобится корректировать задним числом. Ведь это — один из определяющих факторов качества налоговой системы и бизнес-климата страны.

Валерия ГЕРАСИМОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях