Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Консультации
11.03.2003 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Заплатят — заплачут

В течение ряда лет при утверждении Закона о бюджете Республики Беларусь на очередной год предусматривается льгота по налогу на прибыль для учебных заведений страны, финансируемых из бюджета. Так, в соответствии со ст.44 Закона "О бюджете Республики ...

В течение ряда лет при утверждении Закона о бюджете Республики Беларусь на очередной год предусматривается льгота по налогу на прибыль для учебных заведений страны, финансируемых из бюджета.

Так, в соответствии со ст.44 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год" от уплаты налога на прибыль освобождались с направлением высвободившихся сумм на развитие материально-технической базы, необходимой для учебного процесса, финансируемые из республиканского и местных бюджетов учебные заведения -- в части дополнительных средств, полученных от осуществления предпринимательской деятельности.

Аналогичные льготы по налогу на прибыль устанавливались в 2000 и 2001 годах. Замена термина "хозяйственная деятельность" на "предпринимательская деятельность" не меняет сути льготы. Просто с 1 июля 1999г. введен в действие новый Гражданский кодекс, в котором дано определение предпринимательской деятельности как деятельности, направленной на извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, выполнения работ или оказания услуг не для собственного потребления, а за плату.

Учебные учреждения, состоящие на бюджете, не могут рассчитать балансовую прибыль как таковую. Если они осуществляют какую-либо деятельность кроме финансируемой из бюджета, то такая деятельность имеет отдельную от бюджетного финансирования смету доходов и расходов, в которой могут быть различные по содержанию поступления и связанные с ними затраты. О таких учреждениях в Законе "О налоге на доходы и прибыль" говорится, что предприятия, не состоящие на хозяйственном расчете и получающие доходы от хозяйственной и коммерческой деятельности, налог уплачивают из сумм превышения доходов над расходами, получаемых от этой деятельности.

Для учета внебюджетных средств бюджетных учреждений открываются отдельные субсчета в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов учреждений (организаций), состоящих на бюджете. Так, доходы учитываются на субсчете 237 "Прочие источники финансирования", расходы -- на субсчете 211 "Расходы по внебюджетным средствам", а для учета поступлений и расходов открывается в банке отдельный текущий счет по внебюджетным средствам (субсчет 111). Таким образом, доходы, расходы и денежные средства от осуществления хозяйственной, предпринимательской или коммерческой деятельности (суть не в названии) у бюджетных учреждений учитываются обособленно от бюджетного финансирования.

Естественно, что проценты, поступающие на текущий счет по внебюджетным средствам от банков, являются такими же доходами по внебюджетным средствам, как и другие доходы, учитываемые на кредите 237 субсчета. Однако МНС разъясняет, что действие ст.44 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год" не распространяется на доходы, полученные от хранения денежных средств на счетах в банках, т.е. указанные доходы облагаются в общеустановленном порядке. В качестве аргумента приведены статьи 1 и 774 ГК. Первая из них дает понятие предпринимательской деятельности, а вторая определяет отношения по открытию банковского счета и обслуживанию клиентов коммерческих банков. Однако вывод из этого делается самый неожиданный: "с учетом вышеизложенного" проценты, начисленные банками по текущим и депозитным счетам бюджетным учреждениям образования республики, подлежат обложению налогом на прибыль.

Как показывают аудиторские проверки, доходы от внебюджетных средств государственных учебных заведений незначительно покрывают расходы по обучению, а благодаря процентам по депозитам сохраняют от инфляции авансы обучающихся, внесенные в качестве платы за обучение. При этом развитие материально-технической базы государственных учебных заведений за счет собственных денег экономит бюджетные средства. Так, по результатам проверки одного из учреждений образования выявилось, что без начисленных процентов обучение оказалось бы убыточным. Сумма превышения доходов над расходами направлена на увеличение библиотечного фонда, приобретение оргтехники и компьютеризацию процесса обучения.

Не может подвергаться сомнению тот факт, что предпринимательская деятельность включает не только производственно-хозяйственную, но и финансовую деятельность. Рациональное управление финансовыми ресурсами обеспечивает дополнительное получение доходов в виде превышения полученных процентов над уплаченными, оптимизацию налогообложения, соблюдение платежной и расчетной дисциплины и т.п. Поэтому обособление от предпринимательской деятельности финансовых операций, в т.ч. операций с денежными средствами, как это сделано МНС, недостаточно обосновано.

Нет оснований выделять из общей суммы валовых доходов учреждения только полученные проценты и облагать их налогом на прибыль, тогда как прибыль представляет собой чистый доход (превышение доходов над расходами). В этом случае окажется, что расходы, произведенные учреждением за счет полученных доходов как на обучение, так и за счет процентов, будут покрыты только доходами за обучение. Однако источником получения процентов являлись все те же доходы, полученные от студентов в виде платы за обучение. Поэтому полученные проценты следовало бы уменьшать на сумму расходов, приходящихся на процентные доходы. В проверенном учреждении образования доля расходов в общей сумме доходов составляет 84,2%. Следует также учесть, что при расчетах платы за обучение в калькуляциях не предусматривалась уплата в бюджет налога на прибыль ни в 2002, ни в предыдущих годах. Начисление налога на прибыль значительно повысило бы плату за обучение. Поэтому разъяснение МНС по данному вопросу нуждается и в юридическом обосновании. Нет нормативных актов, которые бы указывали на обложение налогом на прибыль банковских процентов при льготировании в целом балансовой прибыли субъектов хозяйствования.

Между тем инспекции МНС, конечно, поняли разъяснение своего Министерства как руководство к действию за предшествующий период и начали доначислять НДС и налог на прибыль за 1999--2001 годы с санкциями за сокрытие облагаемых доходов. Этими действиями будет нанесен непоправимый удар по материально-технической базе обучения в государственных вузах и техникумах страны. Следовало бы уточнить позицию МНС по этому вопросу.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by