$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ЗАПАСНОЙ ВАРИАНТ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ©

01.07.2014

 

Борьба с импортом в нашей стране приобретает все более странный характер. Согласившись с ненужностью проекта указа о специмпортерах, чиновники подготовили проект постановления правительства, предполагающий лицензирование ввоза из-за рубежа ряда товаров.

В соответствии с проектом постановления «О лицензировании импорта отдельных видов моторных транспортных средств и шинной продукции из-за пределов Единой таможенной территории Таможенного союза и внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 февраля 2012 г. № 156» предлагается до конца текущего года осуществлять импорт в республику продукции, классифицируемой кодами 8701-8706, 8716 и 4012 единой ТН ВЭД, по разовым лицензиям, выдаваемым Минторгом. Такой механизм допускается нормами Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли от 9.06.2009 г. в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕЭП в торговле с третьими странами.

Заявление о выдаче лицензии на импорт тракторов и тягачей, грузовиков, автомобилей спецназначения, шасси, прицепов и полуприцепов, микроавтобусов, легковушек нужно будет согласовывать с Министерством промышленности, а на импорт шин — с концерном «Белнефтехим». При этом заявителю придется представить обоснования экономической и технической целесообразности ввоза импортных товаров и внешнеэкономический договор на его поставку либо иной документ, подтверждающий намерения поставки. Таким образом, по каждому договору придется доказывать, что ввозимые техника или товары пригодятся белорусской экономике.

Заметим, что поскольку какие-либо критерии «целесообразности» в проекте постановления отсутствуют, положительный ответ или отказ полностью остаются на усмотрение чиновников. Например, данные статистики говорят о том, что за январь–апрель т.г. по всем позициям, включенным в перечень проекта (коды 8701–8706,8716 и 4012), наблюдалось сокращение ввоза, что можно трактовать как сокращение потребности в этих товарах. Больше всего уменьшились поставки автомобилей спецназначения (на 82,6%, до 57 шт. на сумму 17,4 млн. USD), грузовиков (на 78,3%, до 1927 на 38,8 млн. USD) и шасси с двигателями (на 68%, до 214 шт. на 1,5 млн. USD). Ощутимо сократился ввоз шин, бывших в употреблении, — на 42%, до 120 тыс. шт. (1,07 млн. USD), прицепов и полуприцепов — на 36,2%, до 1180 шт. (4,3 млн. USD). Легковых автомобилей было ввезено всего 22,5 тыс. (на 27,2% меньше, чем годом ранее) на 261,4 млн. USD. Наконец, ввоз тракторов и тягачей уменьшился на 3,4%, до 5,7 тыс. шт., а в денежном выражении — на 52,5%, до 30,2 млн. USD. Так что с обоснованием могут быть заминки, хотя согласно проекту постановления заявления на выдачу лицензии должны рассматриваться бесплатно в течение 3 рабочих дней. Впрочем, если обоснование целесообразности не понравится, можно и от ворот поворот получить. Остается лишь гадать, какой коррупционный потенциал несет в себе подобный механизм.

А пока торговые компании будут искать подходящие аргументы, жизнь сама соотносит объемы продажи, спрос и динамику платежного баланса. Впрочем, у чиновников своя логика: им кажется первоочередной задачей переориентация внутреннего спроса на белорусских производителей, в крайнем случае — Таможенного союза. Какой вариант решения для этого будет избран — не столь уж важно. Очевидно, что подобные инициативы будут появляться и впредь, вызывая шок и протесты предпринимателей.

«Но решая локальную проблему загрузки производственных мощностей пары-тройки промышленных предприятий, мы рискуем потерять гораздо больше в масштабах всей экономики, — считает председатель совета директоров ГК «Интеллект» Сергей Варивода. — Если же говорить о рынке легковых автомобилей, то вряд ли идея поддержки собственного производства китайских Geely и Zotye с низкой добавленной стоимостью стоит таких потерь. Может, все же по примеру соседей по Таможенному союзу набраться смелости и ограничить ввоз «бэушных» автомобилей, покупная стоимость которых точь-в-точь соответствует цене машин белорусской сборки?»

Оксана КУЗНЕЦОВА