$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Социум

Замороженное повышение: утверждены предельно допустимые тарифы на ЖКУ

25.03.2016

Указ № 107 несколько снижает оплату на водоснабжение и водоотведение, но сохраняет увеличенные тарифы на газ, электричество и теплоснабжение, составляющие «львиную» долю оплаты за жилищно-коммунальные услуги.

Бурные дискуссии по поводу содержания жировок, занимавшие белорусское общество почти месяц, завершились появлением Указа от 23.03.2016 № 107 «Об оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению». Однако на декабрьский уровень тарифы не вернулись, хотя многим гражданам это показалось бы справедливым.

Указ вступает в силу с даты подписания, но распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2016 г. А потому коммунальщикам придется экстренно пересчитывать счета с начала года.

Существенное снижение по сравнению с суммами, установленными с 1 января т.г., можно обнаружить только по двум позициям. Тарифы на водоснабжение уменьшились приблизительно в 1,7 раза (с 4765,9 Br до 2790 Br за 1 м3), а на водоотведение (канализацию) – более чем в 2,2 раза (с 4148,8 до 1863 Br за 1 м3). Однако если их сложить и сравнить с суммарным тарифом на аналогичную услугу «вода-канализация» за декабрь 2015 г. (в прошлогодних «жировках» она «стоила» 2515,2 Br), то мы обнаружим 85-процентный рост. Это, конечно, лучше, чем увеличение в 3,5 раза, которое планировалось ранее, но вряд ли особо порадует население.

Сохранилось 20-процентное повышение тарифов на газ и электричество для населения, вызванное включением с 1 января 2016 г. в их цену НДС. Тариф на теплоснабжение (отопление и подогрев воды) по-прежнему составляет 133 417 Br, что на 33% больше, чем в декабре 2015 г. Между тем именно эти услуги и составляют «львиную» долю оплаты за ЖКУ.

На этом фоне почти незаметным выглядит сохранение декабрьского тарифа на техническое обслуживание жилых домов (994,9 Br) и скромный 5-процентный рост отчислений на капитальный ремонт – до 880 Br.

БЫЛО учтено мнение граждан о несправедливости платы за техобслуживание лифта исходя из общей площади жилого помещения. При этом отдельно следовало платить и за электроэнергию, потребляемую на работу лифта (уже в расчете на число зарегистрированных в квартире человек). К примеру, семья из трех человек, проживающая в стандартной 3-комнатной квартире (68 м2), с удивлением обнаружила в январской «жировке», что должна оплатить за это «чудо техники» почти 50 тыс. Br, что приблизительно в 2,5 раза превышает декабрьский показатель.

Указ заставил коммунальщиков несколько умерить аппетиты, вернув старый тариф за техническое обслуживание лифта (6911 Br на одного проживающего). Однако к нему добавилась плата за электроэнергию, потребляемую на работу лифта (2600 Br на каждого зарегистрированного в квартире). Теперь такая семья будет тратить на лифт 28 533 Br, что «всего лишь» на 38% больше декабрьского платежа.

Изменяются подходы к начислению платы за санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома (5300 Br в месяц), электроэнергию, потребляемую на их освещение и работу оборудования, за исключением лифта (3900 Br в месяц). Суммы за эти услуги, выставленные в «жировке», теперь также будут зависеть от количества зарегистрированных в квартире человек.

Вводится новый предельный тариф – за техническое обслуживание запорно-переговорных устройств жилого дома (кодовых дверей, домофонов и др.) – в размере 9100 Br в месяц на одну квартиру. Ранее он никак не регулировался.

Плата за техобслуживание лифта, услуги по санитарному содержанию вспомогательных помещений, а также возмещение расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилфонда и (или) предоставляющих ЖКУ, на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования в многоквартирных жилых домах, должна осуществляться потребителями исходя как из количества граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении, так и из имеющих право владения и пользования жилым помещением коммерческого использования, частного жилищного фонда по договорам найма. Плата за все перечисленные услуги (кроме техобслуживания лифта) должна осуществляться по фактическим затратам, но не выше платы и расходов, рассчитанных исходя из предельно допустимых тарифов (цен) на ЖКУ и размеров возмещения расходов, указанных в приложении 1 к Указу.

Кроме того, в приложении 2 к Указу утверждены предельно допустимые тарифы (цены) на жилищно-коммунальные услуги, обеспечивающие полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание. По некоторым позициям они выросли по сравнению не только с декабрьскими, но и с ранее запланированными на январь тарифами.

Организации, осуществляющие экс­плуатацию жилфонда и (или) предоставляющие ЖКУ, другие организации, осуществляющие начисление платы за ЖКУ и за пользование жилым помещением, должны представить жильцам не позднее 25 марта платежный документ для внесения платы за жилищно-коммунальные расходы за февраль 2016 г. В новых «жировках» будет осуществлен перерасчет платежей за оказанные потребителям в январе 2016 г. ЖКУ (за исключением услуг водоснабжения и водоотведения) и иных платежей с учетом установленных Указом предельно допустимых тарифов.

ОПЛАТИТЬ жилищно-­коммунальные расходы за февраль без начисления пени за несвоевременно и (или) не в полном объеме внесенную плату можно будет до 5 ап­реля.

В соответствии с Указом все многоквартирные жилые дома до 1 октября 2016 г. должны быть оснащены счетчиками электроэнергии, потребляемой на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования. А Совмин до 1 мая т.г. обязан утвердить единую форму извещения о размере платы за ЖКУ и платы за пользование жилыми помещениями, включающей ин­формацию об уровне возмещения населением затрат на жилищно-коммунальные рас­ходы.

Одновременно Совмин постановлением от 23.03.2016 № 233 изменил порядок начисления платы за жилищно-коммунальные услуги.

В частности, плата за капремонт будет зачисляться только на спецсчета, открываемые местными исполнительными и распорядительными органами, в целях недопущения нецелевого использования этих средств.

Начисление платы за воду и канализацию по субсидируемым тарифам для населения в пределах норм (140 л в сутки), а также за услуги обращения с твердыми коммунальными отходами будет проводиться по выбору граждан по месту жительства или по месту пребывания на основании письменного заявления. Для некоторых категорий граждан изменится порядок начисления платы за ряд других услуг в зависимости от фактического проживания в квартире.

Также предусмотрено начисление платы за ЖКУ по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат, для жилых помещений, сдаваемых гражданами на сутки (для временного проживания).

Плату за ЖКУ по выбору граждан можно будет начислять по нормам постановления № 223 или по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат.

На наш взгляд, главным достоинством принятых нормативных актов следует признать не снижение до более-менее приличного уровня увеличенных в январе тарифов, а их «замораживание» на весь 2016 г. Хотя, с другой стороны, в случае необходимости власти вполне могут изменить это решение, если потребуют обстоятельства. Поскольку отопительный сезон близится к концу, ситуацию в ЖКХ можно «заморозить» до осени. А потом все будет зависеть от множества факторов, включая стоимость энергоносителей, требования зарубежных кредиторов, а главное – состояния экономики в целом и бюджета страны в частности.

Автор публикации: Дмитрий Коршунов