Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Факты, комментарии
09.02.2010 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Замороженная нефть

Проблемы импорта в зимний сезон

Система обеспечения Беларуси «черным золотом» дает сбои. Из-за этого в нефтехимическом комплексе производство в январе сократилось на 8%, сообщил журналистам на прошлой неделе в Гомеле премьер-министр Сергей Сидорский. Начало февраля свидетельствует, что в ближайшей перспективе наверстать упущенное вряд ли удастся.

По словам главы правительства, неблагоприятные тенденции вызваны дестабилизацией механизма поставок в Беларусь российской нефти. «Эти изменения сбили темпы роста в указанной отрасли. Ожидается, что в январе объем производства будет на уровне 92%», — посетовал С.Сидорский.

Напомним, согласно достигнутой договоренности россияне поставляют нам 6,3 млн. т нефти без пошлин для внутреннего потребления и взимают 100% пошлины на остальные поставки.

Между тем для полной загрузки мощностей белорусских НПЗ требуется примерно 15,2 млн. т. Но уже в феврале каждая тонна обходится дороже на 270,7 USD — уровень российской экспортной пошлины на нефть в текущем месяце. Это существенно сказывается на участниках рынка. Например, в 2009 г. в Мозырь и Новополоцк нефть поставляли с десяток, если не больше, отечественных и российских компаний. Белорусскому правительству в условиях действовавшей в последние три года спецпошлины удалось найти к ним «ключик», позволявший зарабатывать и трейдерам, и НПЗ, и нашему государству, — в виде приличных отчислений в бюджет. Правда, чтобы нейтрализовать негативный эффект спецпошлины, нефтепереработчикам, например, выплачивались субсидии из казны.

Нынешние условия заставляют белорусское правительство радикально менять правила игры на нашем нефтяном рынке. Вопрос №1: кому достанется беспошлинная поставка? Отвечая на него, С.Сидорский заявил, что в первую очередь эта нефть пойдет на наши государственные компании — нефтеперерабатывающие заводы, «Белоруснефть» и Белорусскую нефтяную компанию. Они будут основными операторами по закупке нефти и поставке нефтепродуктов на внутренний рынок. Останется ли место для других трейдеров? Отечественным частным компаниям– посредникам, по-видимому, придется туго, но повлиять на ситуацию они не в силах. А вот реакция российских поставщиков может быть куда жестче. Ведь это не рядовые участники рынка, а ведущие нефтедобывающие компании России, являющиеся собственниками нефти, в т.ч. и беспошлинной, поставляемой в Беларусь.

В I квартале, например, в Беларусь, как сообщает Агентство нефтяной информации со ссылкой на данные Минэнерго РФ, планируется поставить 4,045 млн. т, в т.ч. на «Нафтан» — 2,062 млн. т, а на Мозырский НПЗ — 1,983 млн. т. Из них «Роснефть» должна поставить 760,7 тыс. т и 281,7 тыс. т соответственно, «Лукойл» — 309,6 и 409,5 тыс. т, «Сургутнефтегаз» — 817 и 133 тыс. т. Кроме того, МНПЗ должен получить от ТНК-BP 406,9 тыс. т, «Газпром нефть» — 562,7 тыс. т, «Татнефть» — 89,7 тыс. т, «Руснефть» — 100 тыс. т.

Это на 455 тыс. т нефти меньше объемов, намечавшихся в конце прошлого года. Корректировка вызвана снижением поставок в январе из-за отсутствия официальных межгосударственных договоренностей. Всего нашей страной, согласно оперативной сводке российского Центрального диспетчерского управления ТЭК, в прошлом месяце было получено 710 тыс. т нефти — в 2,5 раза меньше, чем могут перерабатывать отечественные НПЗ. Увы, данная тенденция, как прогнозируют в Мин- энерго РФ, может сохраниться и в дальнейшем, поскольку местные нефтяники «теряют интерес к этому направлению в связи с известными событиями».

Эксперты полагают, что ЛУКОЙЛ, Газпром нефть, ТНК ВР вынуждены будут закрыть свои АЗС, т.к. нынешние условия импорта нефти в сочетании с фиксированными розничными ценами на нефтепродукты делает работу на внутреннем рынке РБ глубоко убыточной.

Из-за новых условий доходность белорусского рынка снизилась почти на 2,5 млрд. USD. Компенсировать эти потери наша страна не сможет. Есть и еще одно обстоятельство, из-за которого нефтяники крайне неохотно, согласно компетентным источникам, идут сегодня на подписание деловых контрактов на поставку углеводородов. Заключенное 27 января соглашение вступает в силу лишь после прохождения внутригосударственных процедур, которые согласно протоколу, могут продолжаться до 15 февраля.

Между тем, белорусская сторона позволить себе передышку в нефтеобеспечении никак не может. Незаполненная труба, во-первых, ухудшает финансовое положение отечественной отрасли. Кроме того, исправная работа НПЗ не допускает загрузки ниже критических режимов. Минимальная загрузка, которая позволяет заводу осуществлять нефтепереработку, не переходя в режим рециркуляции, составляет 12 тыс. т в сутки. В январе же загрузка НПЗ снизилась, по данным АФН до 19,5 тыс. т, а в феврале — до 16. Поставка танкером 78 тыс. т нефти из Венесуэлы в один из прибалтийских портов проблему не решает — слишком далек наш друг и новый союзник.

Поэтому куда актуальнее сохранить сотрудничество с российскими нефтетрейдерами. Это осознают в правительстве, которое пытается решить вопрос за счет беспошлинного ввоза нефти в страну для давальческой переработки при условии вывоза нефтепродуктов в Россию. Но похоже, что россиян это уже не слишком сооблазняет. Дело в том, что внутренний российский рынок нефтепродуктов сегодня сформирован и дополнительные поставки белорусских нефтепродуктов там не слишком нужен.

Таким образом, привычные давальческие схемы становится нежизнеспособным. Нужно искать новые варианты. Например, рассматривается подход, при котором в российский бюджет перечисляются экспортные пошлины не на нефть, а на нефтепродукты, производимые на белорусских НПЗ из давальческого сырья. В данном случае эти нефтепродукты не возвращаются в Россию, а реализуются давальцами в третьи страны. Как полагают правительственные эксперты, от этого выигрывают все заинтересованные стороны. Ведь хотя белорусский бюджет не получит экспортные пошлины на нефтепродукты, зато существенно увеличится загрузка отечественных НПЗ, которые получат плату за процессинг, а валютная выручка поступит резидентам Беларуси — «дочкам» российских нефтяных компаний. Следовательно, бюджет в накладе не останется.

Осталось лишь заручиться согласием правительства РФ. Если в Москве сочтут такую схему невыгодной, ближайшие перспективы нефтеобеспечения нашей страны, планы производственного роста в нефтехимическом комплексе на 10—15% в 2010 г., и исполнение республиканского бюджета становятся трудновыполнимыми.

Иван МИХАЛЕВИЧ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений