Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №26(2622) от 31.03.2023 Смотреть архивы
picture
USD:
2.7632
EUR:
2.9588
RUB:
3.8012
Золото:
165.6
Серебро:
1.96
Платина:
84.84
Палладий:
142.94
Назад
Факты, комментарии
26.08.2011 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ

Как сообщает Белстат, индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению с 1 по 16 августа составил к средним ценам июля 2011 г. 103,4%. Иными словами, за 2 недели августа инфляция в республике была почти такой же, как за весь предыдущий месяц. Сезонный фактор, обычно тормозящий рост цен летом, дал стране необычайно короткую передышку.

Как сообщает Белстат, индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению с 1 по 16 августа составил к средним ценам июля 2011 г. 103,4%. Иными словами, за 2 недели августа инфляция в республике была почти такой же, как за весь предыдущий месяц. Сезонный фактор, обычно тормозящий рост цен летом, дал стране необычайно короткую передышку.

Наибольший прирост цен с начала месяца отмечен на свинину (13,5%), полуфабрикаты мясные из говядины (13%), яйца куриные (11,4%), говядину первой категории (11%), масло растительное (8,8%), колбасу полукопченую (7,8%), маргарин (7,7%), хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, кондитерские изделия, масло животное, майонез, рыбу живую, сельдь соленую, мясо птицы, напитки безалкогольные, крупу пшенную, пиво (4–7%), медикаменты (15,9%), обувь и ткани шелковые (9,4%), посуду (4,6%), чулочно-носочные изделия (4,4%), обои (3,8%), услуги химчисток (6,2%), пассажирского транспорта (5,7%), медицинские услуги (4,2%), услуги ЖКХ (2,9%). Недавно стало известно об очередном подорожании мяса и автомобильного топлива.

Будет ли предел этим процессам? Ведь Беларусь стала постоянным лидером по уровню инфляции (в июле — 3,5%, за 7 месяцев т.г. — 41%), далеко опережая как партнеров по Таможенному союзу — Казахстан (0,5 и 5,6%) и Россию (0 и 5%), так и Украину (-1,3 и 4,6%) и страны Евросоюза (0,2–1,9%). Между тем, по данным российской и европейской статистики, в июле в большинстве зарубежных стран наблюдалось снижение потребительских цен по сравнению с июнем 2011 г. Так, в Эстонии цены выросли на 0,6%, в Германии — на 0,5%. По сравнению с июнем в июле 2011 г. в большинстве стран Евросоюза потребительские цены на продукты питания понизились (в основном из-за удешевления плодоовощной продукции) — в среднем по странам ЕС — на 0,5%, в России — на 1,1%. Правда, по сравнению с декабрем 2010 г. они выросли в Евросоюзе на 1,9%, а в РФ — на 3,8%.

Белорусские власти уже и не пытаются назвать цифру, на которой остановится инфляция, уступив место пророкам, готовым давать самые невероятные прогнозы, чтобы лишний раз помелькать перед публикой. Неужели так сложно сделать точный подсчет? Может, данных не хватает? Разумеется, важным фактором инфляции является динамика средневзвешенного курса белорусского рубля по отношению к доллару США. Так, девальвация в текущем месяце на 1% приводит к росту потребительских цен в этом же месяце на 0,263%. Высокая степень открытости и долларизация белорусской экономики усугубляют влияние валютного курса на уровень инфляции. Это обусловлено как прямым воздействием через цены импортных товаров, входящих в потребительскую корзину, используемую для расчета ИПЦ, так и косвенным — через цены промежуточного импорта. Серьезным инфляционным фактором является воздействие через ожидания, включая также предполагаемую реакцию денежно-кредитной политики. Следующий фактор — динамика денежной массы. Так, в теории увеличение наличных денег в обороте в текущем месяце и переводных депозитов на 1%, через 6 месяцев приводит к росту потребительских цен на 0,065% и 0,05% соответственно, а увеличение номинальной начисленной среднемесячной зарплаты на 1% с лагом в 7 месяцев ведет к росту инфляции на 0,045%. Кроме того, рост доходов населения неизбежно приводит к увеличению потребления. Срабатывает поведенческий инфляционный феномен: «никогда не откладывай покупку того, что подорожает завтра». Именно этим объясняется ажиотажный спрос, рост покупок бытовой техники и прочих товаров. При наличии минимальных предпосылок ожидание роста цен или возникновения дефицита способно породить и то, и другое. При этом такими предпосылками являются как бездействие властей, так и некоторые их заявления, вроде необходимости поднять цены до уровня соседей, и очередные индексации зарплат и пенсий. Ведь растущий платежеспособный потребительский спрос, в свою очередь, толкает вверх цены, причем тем интенсивнее, чем хуже рынок насыщен товарами и услугами. Впридачу рост зарплаты приводит к увеличению издержек производства, что также способствует росту цен.

Список взаимовлияния факторных признаков можно продолжить. К примеру, инфляция тесно связана с динамикой валютного курса и денежной массы, а те, в свою очередь, определяются колебаниями друг друга и предшествующей динамикой инфляции и т.д. Связи эти достаточно сложны, но математический аппарат их анализа и расчета уровня инфляции давно известен специалистам. Сколько денег «нарисовано» и вброшено в экономику (в т.ч. через эмиссионное кредитование) в последние 12 месяцев, известно. Так что при желании вполне можно подсчитать, какой будет инфляция-2011. Правда, итог может быть весьма неутешительным, а, пожалуй, и гиперинфляционным. Поэтому своевременные и эффективные действия по обузданию инфляции — одна из важнейших задач правительства и Нацбанка. Но пока не снижаются расходы бюджета — растут государственный долг и инфляция, обесцениваются социальные выплаты, что заставляет снова увеличивать расходы. Государственные монополисты настойчиво требуют разрешения поднять в очередной раз цены (и рано или поздно получают его), а их примеру следуют остальные — внося свою лепту в раскручивание очередного витка инфляции.

Как выбраться из этого замкнутого круга? Поскольку в экономике все взаимосвязано, то неудивительно, что пока чиновники гоняются за выполнением одних показателей, «обваливаются» другие, порой гораздо более существенные. Так, если наша замечательная почти 100-процентная занятость держится на неэффективных, поддерживаемых бюджетными деньгами предприятиях, то это уже не достижение, а признак движения в тупик. Не стоит и превращать в культ проценты роста ВВП. Если останавливаются неудачные проекты (в т.ч. в рамках госпрограмм, которые в последнее время часто обещают пересмотреть), то это обязательно приведет к спаду ВВП или по крайней мере к неисполнению прогноза роста. Но такой спад будет признаком оздоровления больной экономики. Потом наверстаем...

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений