$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Замкнутый круг

30.09.2008

Со вступлением в силу Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов началась горячая пора у экономистов и бухгалтеров. Необходимо срочно постичь все тонкости нового нормативного акта. А значит, пришло золотое время консультантов, спешащих эти тонкости разъяснить. Поэтому неудивительно, что первый же семинар по ценообразованию, организованный 25 сентября Минским столичным союзом предпринимателей, ожидал аншлаг. Зал едва вместил всех желающих узнать, что скрывается между строк Инструкции.

Собственно, почему же скрывается? Неужели бухгалтеры и экономисты предприятий не в состоянии сами постичь содержание очередного нормативного акта? Оказывается, нет. Ведь если в документе что-то прямо не предписано, то искать недомолвку придется по всему пространству белорусского законодательства. Например, Инструкция № 183 не уточняет состав «иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров». Не каждый догадается, что к таковым относится, в частности, как рассказали на семинаре, экологический налог на импортную тару, а оплата услуг таможенного агента — нет. Поэтому теперь надо требовать, чтобы тот в акте сдачи-приемки отдельно указывал сумму своего вознаграждения и включаемые в цену расходы по оплате паспорта сделки и других таможенных документов. Если же речь идет о маркировке товаров контрольными знаками, то их стоимость и расходы по пересылке поставщику-нерезиденту в цену включить можно, а командировочные расходы при направлении своих сотрудников за рубеж для выполнения этой работы — уже нельзя.

Множество вопросов вызывает приложение 1 — перечень товаров, отпускные цены на которые формируются с учетом конъюнктуры рынка. Какие именно товары относятся к названным в нем позициям и по каким признакам надо догадываться, что для этого по-прежнему предназначен Перечень товаров, входящих в укрупненные товарные группы, отражаемые в государственной статистической отчетности, утв. постановлением Минстата от 29.10.2004 № 190, — Инструкция № 183 никак не намекает. Впрочем, тех, кто догадался, что имеется в виду именно этот документ, а не, скажем, ТН ВЭД, иной раз тоже ждет разочарование. Ведь в перечне Минстата нет такой товарной группы, как, скажем, «сувениры», упомянутой в приложении 1. А для того, чтобы найти разницу между канцелярскими и школьно-письменными принадлежностями, тоже нужна смекалка. Тем же, кто торгует товарами, в перечень не включенными, придется решать другую задачу: как сохранить свои доходы при свалившихся на них ограничениях? Вдобавок, оказывается, они сами виноваты — надо было вовремя подсуетиться с представлением в министерство обоснования необходимости свободных цен на тот или иной товар. Если же искусство лоббирования не освоено — нужно уложиться в разрешенный процент оптовой надбавки. Которая, как указали выступающие, дана для покрытия расходов, а не для прибыли.

Хотя Инструкция № 183 ничего не говорит о том, как формировать цены при комиссионной торговле, специалисты Минэкономики разъясняют, что комиссионеры-оптовики (хотя согласно СТБ 1393-2003 «Торговля. Термины и определения» комиссия всего лишь разновидность торговли, а в классификаторе «Виды экономической деятельности» ОКРБ 005-2006 относится к группе 511 «Оптовая торговля через агентов (за вознаграждение или на договорной основе)») по-прежнему не вправе устанавливать собственные надбавки на реализуемый товар. Не меняются с выходом Инструкции № 183 и правила заполнения накладных, хотя в Инструкции по заполнению товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, утв. постановлением Минфина от 14.05.2001 № 53, некоторые связанные с ценами вопросы никак не урегулированы.

В утешение специалисты Минэкономики обещали в ближайшее время опубликовать подробные разъяснения норм Инструкции № 183. Если же нынешние догадки субъектов хозяйствования не совпадут с трактовкой чиновников и мнением контролеров, то цена такого расхождения тарифицирована в КоАП.

Впрочем, некоторых участников семинара интересуют более глобальные вопросы. Например, когда, наконец, в нашей стране цены будут формироваться свободно, как то декларируется в Законе «О ценообразовании»? Как уверяют сотрудники Минэкономики, это произойдет лишь тогда, когда мы полностью перейдем к рыночной экономике. А пока этот процесс не завершится, государство вынуждено регулировать цены на большинство товаров и услуг. Придется потерпеть до окончания стройки. Правда, со времен Адама Смита принято считать, что одним из основных признаков рыночной экономики как раз является свободное ценообразование. Нет его — нет и рыночной экономики. Но поиск выхода из такого замкнутого круга — тема совсем иных мероприятий.

Другие предприниматели недоумевают, почему нельзя было не столь поспешно вводить Инструкцию № 183, дав предприятиям время разобраться с уже заключенными договорами и складскими остатками?! Это позволило бы многим избежать простоев и существенных убытков. В ответ чиновники предлагают сказать «спасибо» и за то, что не вступило в силу пресловутое постановление № 179. Однако почему-то с языка бизнесменов пока не идут слова благодарности. Наверно, они появятся после детального ознакомления со всеми разъяснениями по Инструкции № 183 и подсчета ее последствий. Или еще когда-нибудь…

Леонид ФРИДКИН