Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Финансы
18.06.2002 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Залог прав: Проблемы практического применения (Окончание. Начало в N 41)

Некоторые требования к договору К договору о залоге прав применяются положения, определяющие общие требования, предъявляемые к договору залога, если это не противоречит сущности данного вида залога. При этом, если заложенное право подтверждается док...
Некоторые требования к договору

К договору о залоге прав применяются положения, определяющие общие требования, предъявляемые к договору залога, если это не противоречит сущности данного вида залога. При этом, если заложенное право подтверждается документом, на наш взгляд, целесообразна передача залогодателем залогодержателю соответствующего правоопределяющего документа.

Законодательство возлагает на залогодателя ряд обязанностей. Так, если иное не предусмотрено договором, залогодатель обязан:

-- осуществлять все действия, необходимые для обеспечения действительности заложенного права;

-- не совершать уступки заложенного права;

-- не совершать действий, влекущих прекращение заложенного права либо уменьшение его стоимости;

-- принимать меры, необходимые для защиты заложенного права от посягательств со стороны третьих лиц;

-- сообщать залогодержателю сведения об изменениях, проиcшедших в заложенном праве, о его нарушениях со стороны третьих лиц и о претензиях третьих лиц на это право (ст.54 Закона "О залоге").

В свою очередь, за залогодержателем закреплены определенные права:

-- независимо от наступления срока выполнения обеспеченного залогом обязательства требовать в судебном порядке перевода на себя заложенного права, если залогодатель не исполнил обязанности, предусмотренные пунктами 2--4 ст. 54 Закона "О залоге";

-- в случае, если залогодатель не принимает меры, необходимые для защиты заложенного права от посягательств со стороны третьих лиц, самостоятельно принимать все меры, необходимые для защиты заложенного права;

-- вступать в качестве третьего лица в судебное дело, в котором рассматривается иск о заложенном праве (ст.55 Закона).

Как видим, закон в диспозитивной форме определяет основные права и обязанности сторон по договору о залоге прав, следовательно, в договоре стороны могут предусмотреть иной объем обязанностей залогодателя и (или) прав залогодержателя. При этом, если в договор включаются дополнительные обязанности залогодателя, для залогодержателя важно предусмотреть в договоре возможность требовать в судебном порядке перевода на себя заложенного права в случае невыполнения обязательств, указанных не только в законе, но и в договоре.

Белорусское законодательство не устанавливает для залогодателя обязанности известить должника о состоявшемся залоге прав (заметим, что Закон РФ обязывает это сделать). Позиция законодателя представляется не совсем верной, так как при обращении взыскания на предмет залога заложенное право по решению суда будет переведено на залогодержателя. Тем не менее нет препятствий к тому, чтобы при заключении договора на залогодателя была возложена обязанность известить об этом должника по обязательству, право по которому закладывается.

Обращение взыскания на заложенное право

Общий порядок обращения взыскания на предмет залога определен ст.330 ГК. Исходя из того, что имущественные права (требования) бесспорно относятся к имуществу, но не относятся к недвижимости, их следует отнести к движимому имуществу. Согласно п.2 ст. 330 ГК требования залогодержателя удовлетворяются за счет заложенного движимого имущества по решению суда, если иное не предусмотрено соглашением залогодателя с залогодержателем. Однако на предмет залога, переданного залогодержателю, взыскание может быть обращено в порядке, установленном договором о залоге, если законодательством не установлен иной порядок. В то же время, в случаях, предусмотренных п.3 ст.330 ГК (в частности, когда для заключения договора о залоге требовалось согласие или разрешение другого лица или органа), взыскание на предмет залога может быть обращено только по решению суда.

В то же время, специфика залога такого вида имущества, как имущественное право, должна предопределять особенности в порядке удовлетворения требований залогодержателя в случае неисполнения обеспеченного залогом обязательства.

Прежде всего в отношении залога имущественных прав следует ответить на вопрос о том, можно ли его рассматривать как такой залог, при котором предмет залога передан залогодержателю. Это важно для определения того, будет ли при умолчании в договоре о порядке взыскания применяться судебная либо внесудебная процедура.

Полагаем, что в отношении прав, не удостоверенных ценной бумагой*, нельзя вести речь о том, что при залоге они переданы залогодержателю (их передача возможна только посредством уступки). Таким образом, в отношении залога прав по общему правилу действует презумпция о том, что обращение взыскания на предмет залога производится в судебном порядке. Но в силу п. 2 ст. 330 ГК соглашением залогодателя с залогодержателем может быть определен иной порядок взыскания.

Тем не менее как при судебном, так и при внесудебном порядке взыскания возникает вопрос о том, каким же именно образом будет осуществляться реализация предмета залога.

Статьей 331 ГК определено, что реализация (продажа) заложенного имущества, на которое в соответствии со ст. 330 ГК обращено взыскание, производится путем продажи с публичных торгов в порядке, установленном процессуальным законодательством, если ГК и другими актами законодательства не установлен иной порядок.

На наш взгляд, в отношении такого предмета залога, как имущественное право, Законом "О залоге" установлен иной порядок взыскания. Данный вывод следует из ст.ст.55, 56 Закона, согласно которым залогодатель вправе в судебном порядке требовать перевода на себя заложенного права, а при обращении взыскания на заложенное право оно переходит к залогодержателю вместе с правами, неотделимыми от этого права.

Вместе с тем, в том случае, когда залогодателем является должник по обеспечиваемому обязательству, он может уступить кредитору в качестве отступного то право, которое ранее было передано в залог.

Однако отступное возможно лишь при наличии соглашения сторон. В связи с этим особую актуальность представляет вопрос о возможности удовлетворения интересов залогодержателя из заложенного права самостоятельно, т.е. во внесудебном порядке.

Как мы уже указывали, специфика залога прав предопределяет и особенности обращения взыскания на подобный предмет залога. Во-первых, Закон предусматривает в данном случае отличный от общепринятого способ реализации заложенного имущества (перевод прав на залогодержателя). Во-вторых, если в залог передано денежное требование, абсурдным было бы проводить публичные торги с тем, чтобы продать это денежное требование.

В этой связи, на наш взгляд, залогодержатель может воспользоваться ст.151 БК, согласно которой кредитодатель по кредитному договору, обеспеченному договором о залоге, вправе изымать предметы залога в случаях, предусмотренных договором, и погашать за их счет задолженность кредитополучателя.

Однако каким же образом залогодержатель может во внесудебном порядке обратить взыскание на заложенное право (требование)? Полагаем, что он может непосредственно получать деньги по денежному требованию в качестве удовлетворения из стоимости заложенного права. Но законодательство оставляет без ответа вопрос о том, что должно в таком случае явиться для должника основанием для перечисления денежных средств не кредитору, а залогодержателю. На наш взгляд, таким основанием могут являться в совокупности уведомление кредитором должника о том, что право заложено (произведенное при заключении договора залога), и письменное требование залогодержателя с указанием на неисполнение обеспеченного залогом обязательства и приложением договора залога (подчеркнем, что это всего лишь частное мнение по данной проблеме).

Исходя из того, что суть залога, как и любого способа обеспечения исполнения обязательств, состоит в возможности оперативного взыскания, полагаем, что законодательство в данной сфере нуждается в изменениях, которые бы более полно учитывали особенности отдельных видов залога. Учитывая же то, что Закон "О залоге" находится на грани отмены, залог прав вообще может оказаться в правовом вакууме.
 
-------------------------------------
* Залог прав, удостоверенных ценной бумагой, как и залог самих ценных бумаг, остались за рамками данной статьи в силу того, что данные вопросы требуют отдельного рассмотрения.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений