Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Консультации
28.03.2017 3 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Залог не прекращается

Между сторонами имеется денежное обязательство, исполнение которого обеспечено поручительством и залогом.

В связи с неисполнением основного обязательства должником поручитель исполнил его перед кредитором.

Имеет ли значение, кто выступает залогодателем по договору залога (сам должник или третье лицо) для перехода прав залогодержателя к поручителю?

В соответствии с п. 1 ст. 316 ГК залогодателем может быть как сам должник, так и третье лицо. Согласно п. 1 ст. 341 ГК по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Из приведенной нормы следует, что поручителем всегда является третье лицо, не являющееся должником по основному обязательству (должник, в отличие от правоотношений по залогу, поручителем выступать не может).

Пунктом 2 ст. 343 ГК установлено, что поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, что и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств должником, если иное не предусмотрено договором поручительства. В силу п. 1 ст. 345 ГК к поручителю, исполнившему обязательство, переходят права кредитора по этому обязательству и права, принадлежавшие кредитору как залогодержателю, в том объеме, в котором поручитель удовлетворил требование кредитора.

На первый взгляд, при исполнении поручителем основного обязательства за должника залог прекращается в силу подп. 1 п. 1 ст. 333 ГК. Соответственно, права, принадлежащие кредитору как залогодержателю, переходят к поручителю лишь в том случае, когда залогодателем является сам должник, т.е. п. 1 ст. 345 ГК не применяется в отношении залогодателя – тре­тьего лица. Однако такой под­ход является неверным, по­скольку ведет к узкому толкованию п. 1 ст. 345 ГК.

В приведенной норме отсутствует указание на то, что правило, установленное п. 1 ст. 345 ГК, не применяется в отношении залогодателя (третьего лица), который не является должником по основному обязательству. Таким образом, не имеет правового значения, кто является залогодателем (сам должник или третье лицо), для перехода прав залогодержателя к поручителю. Кроме того, переход к поручителю прав кредитора как по основному обязательству, так и из сделок обеспечения при исполнении им основного обязательства предусмотрен также нормами ст. 355 ГК, п. 3 ст. 358 ГК.

Вывод: нет, не имеет.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by