Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5752
EUR:
2.9187
RUB:
3.3594
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Зальем Россию водкой?

На фоне разговоров о равных условиях хозяйствования для всех субъектов и заверениях белорусского руководства в том, что никаких индивидуальных льгот больше предоставляться не будет, некоторым отраслям странной белорусской экономики удается лоббировать свои интересы...
На фоне разговоров о равных условиях хозяйствования для всех субъектов и заверениях белорусского руководства в том, что никаких индивидуальных льгот больше предоставляться не будет, некоторым отраслям странной белорусской экономики удается лоббировать свои интересы. При этом игнорируется не только несоответствие законодательству, но и экономическая целесообразность. Проблема падения объемов экспорта в страны СНГ (на 10,1% по итогам полугодия) продолжает беспокоить правительственных чиновников, что выражается в поиске все новых и новых потенциальных статей экспорта. Вспомнив о том, что с 2000г. в Россию не вывозится белорусская ликеро-водочная продукция, а экспортный потенциал республики измеряется 3 млн. дал. в год, концерн "Белгоспищепром" подготовил проект постановления "О некоторых мерах по увеличению вывоза за пределы Республики Беларусь водки и ликеро-водочных изделий". Президиум Совета Министров этот документ на прошлой неделе одобрил, несмотря на имеющиеся у Минюста и Минфина возражения.

Постановление благословляет проведение еще одного эксперимента в отечественной экономике и позволяет ограниченному кругу белорусских предприятий (они перечислены в приложении) вывозить горячительные напитки в страны, с которыми отменен таможенный контроль и таможенное оформление, с нулевой ставкой акциза. Чести работать в условиях эксперимента удостоились государственные предприятия "МинскКристалл", "Брестский ликеро-водочный завод "Белалко", "Климовичский ликеро-водочный завод", "Гомельский ликеро-водочный завод", "Гродненский ликеро-водочный завод", "Витебский ликеро-водочный завод" и СП ООО "МАЛИНОВЩИЗНЕНСКИЙ СПИРТОВОДОЧНЫЙ ЗАВОД -- КРИСТАЛЛ-II". Продлится эксперимент с 1 октября этого года до 31 декабря 2003г.

Истоки появления этого документа -- в сложностях таможенных взаимоотношений в рамках СНГ вообще и с Россией в частности. В отношении подакцизных товаров еще в 1998г. страны -- участники СНГ договорились, что в рамках таможенного союза фактически уплаченные суммы акцизов будут взаимно зачитываться при предоставлении налогоплательщиком соответствующей справки. Однако в начале 2000г. правительство РФ распорядилось взимать акцизы по товарам, ввозимым из нашей страны. После принятия такого решения экспортировать водку в братскую Россию можно только после уплаты лицензионного сбора (от 1000 до 15000 минимальных размеров оплаты труда в зависимости от вида лицензии) и финансового обеспечения (6,9 ЕUR за 1 литр).

Отсутствие таможен на российско-белорусской границе, рассматриваемое как благо, в данной ситуации привело к тому, что отечественные производители алкоголя, экспортируя свою продукцию в соседнюю страну, должны перечислить в бюджет Беларуси акциз -- 1,2 ЕUR на 1 литр 100% спирта. Дело в том, что действующее законодательство предусматривает нулевую ставку акциза при вывозе подакцизной продукции. Однако это не распространяется на Россию, поскольку при пересечении белорусско-российской границы таможенное оформление товара отсутствует.

Если добавить к этому еще почти 60 центов, которые придется заплатить за акцизную марку в России, то сформируется такая цена, которая позволяет забыть об экспорте. Создатели документа полагают, что мера, предлагаемая постановлением, позволит снизить себестоимость белорусских ликеро-водочных изделий на внешнем рынке и сделает их цену конкурентоспособной.

Иной точки зрения на этот документ придерживается Министерство финансов. Его специалисты напоминают, что при реализации ввезенной на территорию РФ алкогольной продукции без акцизов их придется заплатить по российским ставкам, что, во-первых, не позволит сделать конечную цену ниже, а во-вторых, "уведет" суммы акцизов в российский бюджет. Кроме того, предприятиям придется отвлечь оборотные средства в сумме 3,2 тыс. ЕUR на уплату лицензионного сбора и 690 тыс. ЕUR на финансовое обеспечение. Но и это не все проблемы, отмеченные Минфином. Финансовое ведомство республики не может не беспокоиться из-за того, что предлагаемая мера чревата потерями бюджета, которые при экспорте 1 млн. декалитров с нулевой ставкой акцизов составят 4,8 млн. ЕUR.

Аргументируя свое несогласие, Министерство финансов сообщает, что в мае этого года в РФ принят закон, который предполагает возвращение ранее действовавшей нормы по взаимозачетам акцизов. Пока нормы документа не вступили в действие, но порядок их реализации разрабатывается. Предполагается, что скоро новые нормы начнут работать, добавляют в министерстве.

И если игнорирование аргументов, ссылающихся на экономическую целесообразность, еще может удивлять, то напоминание Минюста о несоответствии постановления Закону "Об акцизах" и ст.13 Конституции Беларуси (предоставляет равные условия для осуществления хозяйственной деятельности) вообще несущественно.