$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Закупки в законе

22.01.2010

Проект закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», подготовленный Минэкономики при участии специалистов других ведомств, содержит как нормы нынешнего законодательства, так и ряд новшеств. А потому бизнес ждет, что новый нормативный документ позволит решить проблемы, накопившиеся в этой сфере.

Проект закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» разработан во исполнение Плана подготовки законопроектов на 2009 г., утвержденного Указом Президента от 2.12.2008 № 658. При этом рабочая группа, согласно пояснениям Минэкономики, опиралась на международную практику, в частности, положения типового закона Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) о госзакупках.

Законопроект, помимо сферы действия и основных терминов, определяет компетенцию госорганов в данной области, функции госзаказчиков, организаторов и уполномоченных организаций, виды процедур госзакупок и условия их применения, общие требования ко всем видам процедур и детализированный порядок организации и проведения конкурсов, систему обжалования. Документом устанавливается единый порядок организации и проведения процедур госзакупок на территории нашей страны. Расширен перечень их видов. Кроме ныне применяемых конкурсов (открытых, закрытых, двухэтапных), процедур запроса ценовых предложений, оформления конкурентного листа, закупки из одного источника, вводятся и новые — переговоры, аукционы на понижение цены и аукционы в электронной форме.

При этом существенно изменены условия применения процедур госзакупок. Хотя, как и сейчас, начинать их предлагается с ориентировочной стоимости предмета закупки 50 базовых величин. Однако если в настоящее время процедура оформления конкурентного листа применяется при стоимости от 50 до 1000 базовых величин, то законопроект верхний порог уменьшает на порядок — от 50 до 100.

От 100 базовых величин и выше основным видом процедур госзакупок становится открытый конкурс. Наряду с ним в этом же стоимостном диапазоне, в строго установленных случаях, могут применяться закрытые и двухэтапные конкурсы, процедура запроса ценовых предложений, переговоры, аукцион, в т.ч. электронный, процедура закупки из одного источника. Так, например, закрытый конкурс должен проводиться, если сведения о госзакупке составляют госсекреты, а аукционы — только в том случае, если закупаемый товар включен в установленный перечень.

Из всех перечисленных видов процедур госзакупок в законопроекте определен порядок проведения только всех видов конкурсов. По отношению к действующему законодательству принципиальных изменений здесь нет. А определением порядка проведения иных видов процедур займется правительство.

Ужесточаются кадровые требования к госзаказчику. Его функции могут выполнять лишь специалисты, обладающие профессиональными навыками в области госзакупок. Сохраняется институт организаторов и уполномоченных организаций, но при этом конкретизируются некоторые положения их функционирования. Закрепляется необходимость установления порядка взаимодействия госзаказчиков и организаторов (уполномоченных организаций), определяемого госорганом, которому предоставляется право на установление отраслевой централизации закупок.

Также законопроектом предлагается упорядочить подходы по возмещению расходов организаторов или уполномоченных организаций. Поскольку ими оказываются услуги по организации и проведению процедур госзакупок, то они и должны быть оплачены непосредственно госзаказчиками, а не опосредованно, как это происходит в настоящее время, когда поставщик оплачивает свое участие в процедуре госзакупки и относит эти расходы на себестоимость продукции, реализуемой тому же госзаказчику.

Защищает законопроект и финансовые интересы участников. Сегодня многие из них не удовлетворены взаимоотношениями с заказчиками, организаторами и уполномоченными организациями, взимающими плату — порой значительную и экономически не обоснованную — за участие в конкурсных процедурах. В будущем, надо полагать, конфликтов станет меньше — согласно законопроекту такая плата не допускается, за исключением возмещения участниками цены конкурсных документов.

Наряду с устанавливаемым единым порядком осуществления госзакупок в законопроекте предлагается закрепить право на установление главой государства или по его решению Совмином особенностей госзакупок в отдельных отраслях экономики, в частности, в строительстве, национальной обороне. Наделяются они также правом вводить меры поддержки по линии госзакупок отечественных товаропроизводителей. В числе этих мер — проведение процедур с участием поставщиков, предлагающих только отечественные товары (работы, услуги), использование преференциальной поправки, закупки товаров у конкретных белорусских производителей.

В проекте предусмотрена также возможность дополнительной поддержки отдельных категорий отечественных поставщиков — организаций с преобладающей долей инвалидов в своем составе, организаций пенитенциарной системы, художественных промыслов, субъектов малого предпринимательства. Такую поддержку предлагается осуществлять посредством проведения процедур госзакупок (лотов в их составе), участвовать в которых могут только указанные категории поставщиков. Следует, однако, подчеркнуть, что это право для них будет ограниченным — распространяться на определенный перечень товаров (работ, услуг), формируемый Совмином. А, кроме того, ограничение касается и объема предмета закупки — не более 10%.

Особое новшество — усиление роли репутации участников. Привилегированное положение будут иметь те из них, кто войдет в список квалифицированных поставщиков. Нахождение в нем избавит их от необходимости проходить квалификационный отбор. И, напротив, включение в список поставщиков, не допускаемых к госзакупкам, закроет им путь к получению заказов за бюджетный счет.

Рабочая группа предлагала включить в законопроект и такое нововведение, соответствующее международной практике, как создание (определение) государственных уполномоченных органов (организаций) по вопросам госзакупок на республиканском и региональном уровнях. Эти органы (организации), как полагали разработчики, необходимы для комплексного решения ряда вопросов. В частности, для координации деятельности госзаказчиков и их вышестоящих органов, оказания им методической помощи, обучения специалистов, выработки типовых форм документов, методик оценки предложений, контроля за соблюдением порядка осуществления госзакупок и независимого разрешения споров. Однако данная инициатива не получила поддержки в вышестоящих инстанциях, и регламентирующие ее положения исключены из последнего варианта документа.

Вступление в силу закона предполагается с 1 января 2012 г. — если, конечно, он будет принят.

Иван МИХАЛЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях