$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ЗАКУПКИ: ПИОНЕРЫ ГЛАСНОСТИ©

20.07.2012

С 3 июля организации госсектора, включая государственные органы и хозяйственные общества с долей республиканской собственности свыше 25%, обязаны осуществлять закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств согласно самостоятельно установленным правилам — в рамках требований, определенных постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (в редакции постановления Совмина от 30.06.2012 № 612), и под общественным наблюдением.

В соответствии с постановлением № 229 свои правила закупок организации должны разместить в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» на сайте РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в течение 3 рабочих дней после его утверждения. Отметим, что на 15.07.2012 г. здесь было размещено около 750 таких документов, но ежедневно их число продолжает расти.

Интересно, что госорганы, которые, казалось бы, должны подавать пример подведомственным предприятиям, пока не слишком активны. Пока свои правила опубликовали лишь Минобороны, КГБ, концерны «Белнефтехим», «Беллегпром».

Например, в военном ведомстве для осуществления закупок за счет собственных средств приказом министра создается постоянно действующая конкурсная комиссия, решения которой будут приниматься по итогам открытого голосования ее членов. Порядок предписывает применять конкурентные процедуры выбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при закупках товаров (работ, услуг) ориентировочной стоимостью от 1000 базовых величин (БВ) и более. При сумме от 1000 до 10 000 БВ будет применяться процедура запроса ценовых предложений, а свыше 10 000 — открытого конкурса. При закупке товаров (работ, услуг) на сумму до 1000 БВ по одной сделке оформляется справка с информацией о цене за единицу товара (работы, услуги) не менее чем у двух поставщиков (при их наличии) и подписывается ответственным лицом, проводившим такой сбор информации, что в принципе соответствует правилам госзакупок.

У «Беллегпрома» регулирование закупок в зависимости от стоимости еще подробнее. Так, при закупках аппаратом концерна за счет собственных средств товаров (работ, услуг) стоимостью от 50 до 1000 БВ будет применяться процедура оформления конкурентного листа.

Положение о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств Витебского ОАО «КИМ», входящего в состав концерна «Беллегпром», предусматривает право на увеличение (уменьшение) в ходе проведения процедуры закупки до 10% ее объема, а также стоимости, указанной в договоре, в связи с изменением стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг), которое невозможно было предусмотреть заранее, а также изменением законодательства. Эта норма не распространяется на закупку товаров (работ, услуг) на сумму до 1000 БВ по одной сделке, что также отличается от правил, установленных в концерне, но соответствует постановлению № 229. Не распространяется она и на перечень товаров, указанных в приложении 1 к положению (которое почему-то в ИС «Тендеры» не размещено). Процедура оформления конкурентного листа будет применяться при закупках ориентировочной стоимостью 1000–8000 БВ. При этом положение не требует размещения приглашения к участию в ней в ИС «Тендеры». Следовательно, какую-то часть закупок «КИМ» намерен производить на неконкурентной основе. Но это расходится с требованием постановления № 229, предписывающего использовать только конкурентные процедуры. В пределах 8000–10 000 БВ порядок «КИМа» устанавливает применение конкурентной процедуры запроса ценовых предложений, а свыше 10 000 БВ — конкурса (открытого, закрытого, двухэтапного), который также является конкурентной процедурой.

ОАО «МАЗ» в своем положении о порядке закупок за счет собственных средств также предполагает использование процедуры оформления конкурентного листа, однако намерено извещать о ней в ИС «Тендеры». В документе подчеркивается, что эта процедура является конкурентной. Срок для подготовки и подачи предложений на участие в ней должен составлять не менее 5 календарных дней со дня публичного размещения приглашения. Процедура оформления конкурентного листа применяется здесь при ориентировочной стоимости закупок от 50 до 50 000 БВ. При их стоимости, равной или более верхнего уровня, структурным подразделениям МАЗа предписывается выбирать поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по конкурсу.

Правила закупок МАЗа (с учетом специфики предприятия) предусматривают отдельные порядки закупок товаров, в т.ч. сырья, материалов, комплектующих изделий, рекламной продукции, а также работ и услуг для осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренной уставом ОАО, и закупок технологий, технологических линий, комплексов, режущего, вспомогательного, мерительного, абразивного, твердосплавного инструмента, другого инструмента, оснастки, универсальных средств измерения и контроля, оборудования, запасных частей и комплектующих к оборудованию и инструменту. Здесь имеются также формы приглашений к участию в процедурах закупок, объявлений, сообщений о результатах, инструкций участникам, других документов, используемых в закупочной деятельности. Безусловно, это позитивно скажется на ее качестве, упростит работу конкурсных (ценовых) комиссий предприятия и подготовку предложений потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Порядок закупок за счет собственных средств РУП «МТЗ» учитывает нормы не только отечественного законодательства, но и международную практику. Здесь в числе процедур при ориентировочной стоимости закупки от 1000 БВ и более указаны конкурентные переговоры. Это способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором переговоры проводятся с достаточным количеством претендентов с целью обеспечения эффективной конкуренции. Извещение о проведении такой процедуры размещается в открытом доступе в ИС «Тендеры». В соответствии с ней заказчик сначала проводит переговоры со всеми претендентами, по итогам которых выбирает одно или несколько наилучших из окончательных предложений участников и обсуждает условия контракта с одним или несколькими из них.

Заметим, что такая процедура значится в Типовом законе Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) о публичных закупках от 1.07.2011 г. Его использование при подготовке порядков закупок за счет собственных средств организациям было рекомендовано Минэкономики в целях создания наиболее эффективных закупочных систем и формирования конкурентной среды на рынке товаров (работ, услуг). На МТЗ достижению этих целей, вероятно, будет содействовать и поручение ответственным лицам, наделенным функциями заказчика, руководителям подразделений, осуществляющих закупки, комиссиям для обеспечения бесперебойного снабжения предприятия товарами, постоянно используемыми в производственном цикле МТЗ, и обеспечения конкуренции между поставщиками по итогам проводимых процедур закупок, выбирать не менее 2 поставщиков (если таковые имеются и на основе ценовых параметров) с распределением объемов, исходя из ценовых (экономических) показателей с учетом наличия производителей в Беларуси.

Положение о порядке закупок товаров, работ и услуг ЗАО «Атлант» предусматривает использование 4 видов процедур, из которых 2 не упомянуты ни в отечественном законодательстве о закупках, ни в Типовом законе ЮНСИТРАЛ, но не противоречит постановлению № 229. Это открытый и закрытый запросы предложений. Первый является основной процедурой при закупках «Атлантом» товаров (работ, услуг), а также применяется, если стоимость закупки не превышает 3000 БВ на день принятия решения о ее проведении. При этом все заинтересованные претенденты могут представлять свои предложения в письменном виде по приглашению, опубликованному в ИС «Тендеры». При закрытом запросе предложений заказчик будет самостоятельно направлять запросы неограниченному числу претендентов без размещения приглашения в ИС. Ее применение предписано для закупок товаров (работ, услуг) согласно приложению 1 к постановлению № 229, в котором указан перечень товаров (работ, услуг), на закупки которых за счет собственных средств действие постановления № 229 не распространяется. Так что применение такой процедуры вполне правомерно.

А вот у отдельных организаций качество подготовки положений о закупках оставляет желать лучшего. Например, один универмаг в своем документе провозгласил следование ряду принципов, в т.ч. прозрачности, который состоит в доступности всего объема информации о конкурентных закупках для его руководства. Для реализации принципа открытости каждый участник процедур закупок будет обеспечиваться информацией о результатах процедуры закупок, выбранных поставщиках и основных условиях заключенных с ними контрактов (договоров), но только по решению конкурсной комиссии универмага. Вряд ли такой подход можно признать соответствующим целям постановления № 229, которое направлено на реализацию принципов открытости и прозрачности закупок за счет собственных средств организаций госсектора не только для их руководящих структур, но и всех граждан страны.

Михал СТЕЛЬМАК


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях