$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Бизнес-союзы

Закрытые темы открытого диалога

08.04.2016

На прошлой неделе представители ведущих бизнес-­союзов, Министерства экономики и Совета по развитию предпринимательства обсудили на заседании Консультативно-координационного совещания деловых сообществ проект новой редакции Директивы № 4. По мнению предпринимателей, этот документ в нынешней редакции не решает проблем отечественного бизнеса и не будет способствовать его развитию.

Проанализировав проект указа «О внесении изменений и дополнений в Директиву Президента Республики Беларусь», в котором изложена новая редакция Директивы от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», участ­ники заседания отметили, что ввиду своего несовершенства документ не окажет действенного влияния на улучшение делового и инвестиционного климата и не даст должного стимула развитию предпринимательства в Беларуси. По мнению руководителей бизнес-союзов, про­ект нуждается в серьезной доработке.

«Старая» директива создавалась «снизу–вверх», отмечает председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец. Хотя инициатива здесь исходила от государства, но ее наполнение осуществлялось с активным участием бизнес-сообщества. Теперь же новая редакция формируется в основном в кулуарах кабинетов, и ее окончательной версии предпринимательские союзы даже не видели.

При нынешней ситуации в экономике, считает А.Швец, дек­ларативный документ попросту неуместен. Если он не предусматривает конкретных шагов по улучшению делового климата в республике, разумнее оставить прежнюю редакцию.

Одно из ключевых положений Директивы № 4 – норма о введении в практику работы государственных органов обязательного общественного обсуждения проектов актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления пред­принимательской деятельности. Именно для этого создавались при министерствах и ведомствах общественно-­кон­сультативные советы с участием представителей субъектов пред­принимательской деятельности, их объединений. В Директиве № 4 также предлагалось размещать рассматриваемые проекты на официальных сайтах государственных органов в Интернете и (или) СМИ. Однако в реальности эти нормы исполняются не лучшим образом. Зачастую об­щественное обсуждение проектов нормативных актов проводится «для галочки», в последний момент перед принятием. Мнение деловых кругов при этом учитывается не всегда или просто игнорируется под формальными пре­длогами. Порой никакого обсуждения не проводится вообще, хотя речь идет о вопросах, непосредственно затрагивающих интересы бизнеса и общества в целом. Например, обсудить недавно принятые декреты и указы, касающиеся налогов и управления экономикой, ряд программных документов чиновники не сочли ну­жным.

Такая практика в проекте новой редакции Директивы № 4 может быть узаконена, говорит один из участников ККС. Для этого вводится оговорка о том, что нормативные правовые акты, касающиеся основных направлений денежно-кредитной политики, со­кращения (увеличения) бюджетных расходов и некоторых других вопросов, выносить на обсуждение с участием общественно-кон­сультативных советов не обязательно.

Подобный подход выхолащивает смысл диалога между бизнесом и государством, считают руководители деловых союзов. Между тем в проекте про­граммы деятельности правительства на 2016–2020 годы декларируется намерение вне­сти на рассмотрение Главы государства новую редакцию Директивы № 4, предусматривающую «совершенствование делового климата, последовательное, предсказуемое и действенное обеспечение соблюдения правовых норм и требований». Более того, обещается в 2016–2017 гг. поэтапно внедрить механизм оценки регулирующего воздействия административных процедур, касающихся ведения бизнеса, а в 2018–2020 гг. распространить его на все нормативные правовые акты, регулирующие условия ведения бизнеса.

По мнению предпринимателей, для начала следует убрать все исключения хотя бы для обсуждения законодательства в общественно-консультативных советах, а также рассмотреть вопрос о публикации проектов и учете мнения бизнеса при утверждении нормативных актов.

Вероятно, эти проблемы окажутся в центре внимания заседания Совета по развитию предпринимательства, которое должно состояться 22 апреля.

Кстати, сейчас на всенародное обсуждение вынесен проект закона «Об обращении с животными». Ознакомиться с его текстом и высказать свое мнение могут все желающие. Произойдет ли то же самое, скажем, с планируемым сейчас актом об изменении пенсионного воз­раста? Все-таки речь идет о людях…

Автор публикации: Леонид ФРИДКИН