$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Менеджмент

ЗАКРУТИТЬ ГАЙКИ ПРОСЯТ В АССОЦИАЦИИ БАМЭ©

29.05.2012

Ассоциация международных экспедиторов и логистики (БАМЭ) заявляет о росте случаев недобросовестного оказания транспортно-экспедиционных услуг и предлагает государству вернуться к регулированию данного вида деятельности.

В связи с отменой Указом Президента от 1.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирования транспортно-экспедиционной деятельности фактически утрачен контроль над субъектами хозяйствования, работающими в данной сфере. На рынке появились многочисленные недобросовестные исполнители, в результате чего страдает доверие к экспедиторам, особенно со стороны зарубежных заказчиков, обозначил проблему председатель БАМЭ Николай Горбель в ходе недавнего общения с прессой.

По словам председателя ревизионной комиссии ассоциации Владимира Сергеева, порой на рынке можно наблюдать картину, когда экспедитор, являющийся связующим звеном между грузовладельцем и перевозчиком, просит за свои услуги меньше, чем стоит перевозка груза. Однако такое при работе по честным схемам невозможно, т.к. экспедитор впоследствии должен оплачивать услуги перевозчика.

В прежние годы наличие лицензии было дисциплинирующим фактором, теперь же объявить себя экспедитором может любой ИПэшник, даже не обозначив данный вид деятельности в своих учредительных документах. В БАМЭ такое положение вещей считают неправильным и предлагают усилить контроль. Ассоциация инициировала внести изменения в Закон от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности», с тем чтобы ввести обязательную сертификацию для участников данного рынка.

Какой планируется стоимость «входного билета» на данный рынок и какие требования могут быть предъявлены к соискателям, в БАМЭ не уточнили. При этом глава ассоциации заверил, что нет цели ущемить интересы малого и среднего бизнеса в стране, создать барьеры на рынке либо монополизировать его крупными компаниями. Отметим, однако, что опыт введения обязательной сертификации в других сферах деятельности, в частности в строительстве, именно к таким результатам и приводил, несмотря на аналогичные заверения авторов тех инициатив. Притом что достичь главной цели — обеспечить высокое качество услуг — в строительстве до сих пор не удалось.

Против повышения финансовых требований к экспедиторам выступает Минэкономики. Ранее это ведомство заблокировало другую инициативу БАМЭ — установить требование по формированию гарантийных депозитов на уровне не ниже 10 тыс. EUR. Не помогла и отсылка на опыт соседней Польши, где экспедиторы обязаны формировать такие депозиты в размере не менее 50 тыс. EUR.

Хотя, если учесть, что объем доступного рынка для экспедиторов и логистов остается достаточно ограниченным, понятной становится осторожность регулятора в вопросах повышения разного рода финансовых требований к субъектам хозяйствования. Ведь выгоды огромного рынка ЕЭП пока обошли данную отрасль стороной: Россия продолжает лимитировать количество разрешений для белорусских перевозчиков на доставку грузов из третьих стран, а принцип резидентства не позволят растаможивать российские грузы в Беларуси. Идея по максимуму использовать транзитный потенциал страны в ЕЭП пока остается не более чем политическим лозунгом. Зато вступление в силу Таможенного кодекса ТС изрядно почистило ряды отечественных таможенных представителей (агентов). Их численность сократилась в 4 раза, до примерно 50 субъектов, т.к. далеко не все смогли предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 1 миллион EUR, как того требует ТК ТС.

В приватной беседе с корреспондентом «ЭГ» один из членов БАМЭ высказал опасения, что строящиеся в Беларуси транспортно-логистические центры (ТЛЦ) могут оказаться убыточными. Поскольку сейчас, несмотря на вступление в ЕЭП, белорусские ТЛЦ работают примерно в сопоставимых условиях с украинскими, стоит оценить опыт наших южных соседней. А он не самый удачный. Расчет на массовый прием и обработку товаров, следующих из ЕС в СНГ, себя не оправдывает. В силу ряда причин, в т.ч. законодательных требований ЕС, грузовладельцы предпочитают дорабатывать грузы на территории соседних с нами стран ЕС, в частности, на базе ТЛЦ Польши и Литвы. На этом фоне есть резон полагать, что с проблемой загруженности столкнутся и белорусские ТЛЦ.

БАМЭ ставит цель повысить позиции Беларуси в рейтинге индекса логистики, составляемом Всемирным банком, которым зачастую руководствуются западные перевозчики в выборе той или иной страны для транзита и доработки грузов. Пока ВБ не оценил наши старания в развитии транспортно-логистического сектора, о чем свидетельствуют результаты очередного исследования (см. «ЭГ» № 37 от 22.05.2012). Видимо, мало создать сеть ТЛЦ, чтобы страну заметили на международной арене и сочли серьезным участником рынка транспортно-логистических услуг. На то требуется больше и времени, и стараний.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

ГЛАЗАМИ СТАТИСТИКИ

По данным формы государственной статотчетности «1 Транслогистика», в 2011 г. экспедиторы и логисты оказали услуг на 1,345 млрд. USD, в т.ч. 430 млн. USD по договорам с резидентами Республики Беларусь и 915 млн. USD — с нерезидентами. Из них объем транспортно-логистических услуг составил 389 млн. USD, транспортно-экспедиционных — 956 млн. USD, импорт услуг — 406 млн. USD. При этом экспедиторы и логисты получили выручку в размере 176 млн. USD, или 13% от общего объем услуг.