$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Фондовый рынок

ЗАКРЕПИТЬ И «ПОДОГРЕТЬ»

30.09.2011

Как преодолеть входные барьеры и сделать IPO эффективным для белорусских эмитентов и привлекательным для инвесторов? Об этом в интервью «ЭГ» рассказал аналитик Wood&Company (Лондон) Юрий КУХТАНИЧ.

 

— Каковы риски белорусских эмитентов в процессе IPO?

 

— Риски для белорусских эмитентов такие же, как и для любой другой компании, запускающей процедуру IPO. Плюс необходимо добавить «страновой риск», поскольку инвесторы не очень хорошо знакомы с инвестиционной ситуацией в Беларуси и, следовательно, будут рассчитывать на более высокую награду в виде уровня доходности выше среднего. Ключевое значение будет иметь история развития эмитента (т.е. его бизнес-модели и стратегии роста), а также степень раскрытия финансовой информации.

 

Например, в Украине, где инвесторы также были первоначально не знакомы с необходимыми процедурами, IPO таких компаний, как Астарта, Кернел, Милкиленд и Садовой демонстрируют, что эти препятствия могут быть успешно преодолены.

 

— Как белорусские компании могут справиться с общими требованиями прозрачности, которые необходимы для проведения IPO?

 

— Учитывая отсутствие у инвесторов опыта работы в Беларуси и знаний о вашей стране, белорусским эмитентам придется работать усерднее, чем другим (например, польским), для того чтобы завоевать доверие инвесторов и аналитиков. Акцент должен быть сделан на высоком и качественном уровне финансовой отчетности, при полной прозрачности структуры акционерного капитала, обоснования прошлых стратегических решений, информации о бенефициарных собственниках, источниках и стоимости финансирования, структуре компании, правовой структуре и т.д.

 

— Можно ли рассчитывать, что после проведения IPO акции белорусских предприятий будут обращаться на фондовом рынке и их стоимость будет расти?

 

— Ликвидность акций после размещения является функцией трех вещей: а) размера компании, б) объема размещения и в) акционерной структуры компании после IPO.

 

Крупная компания (например, с рыночной капитализацией, достаточной, чтобы заслужить включение в mWIG40 — индекс средних компаний на Варшавской фондовой бирже), которая предлагает достаточно акций для появления существенного их объема в свободном обращении и акции которой, в свою очередь, были куплены диверсифицированной базой инвесторов (хорошее сочетание «длинных» и краткосрочных инвесторов), будет лучше торговаться (быть более ликвидной), чем более мелкие компании, которые предложили для обращения мало акций, да и те были сразу же выкуплены долгосрочными инвесторами. В качестве примера можно привести сделку Wood&Company, которая провела вторичный листинг (на Стамбульской фондовой бирже) и значительно увеличила капитал австрийской кейтеринговой компании DO&CO в ноябре 2010 г. Ранее DO&CO имела листинг только на Венской фондовой бирже и низкий объем акций в свободном обращении, а следовательно, низкие объемы торгов. Вторичное размещение увеличило среднесуточный оборот DO&Co в 20 раз в последующие 6 месяцев.

 

Что касается направления движения цены акций, то если мы имеем высокий уровень капитализации и достаточный freefloat, цена акций будет зависеть от двух вещей: результатов деятельности компании по сравнению с ожиданиями инвесторов и общей ситуации на рынке.

 

— С какими рисками могут столкнуться инвесторы при покупке акций белорусских предприятий?

 

— Основные риски для Беларуси — это риск по финансовой отчетности и отсутствие успешных историй обращения компаний Беларуси на биржах. Чтобы принять на себя эти риски, компенсация (т.е. прибыль) для инвесторов должна быть достаточной, чтобы их перевесить. Таким образом, инвесторы, вероятно, предпочтут компании с превосходными показателями динамики роста всех показателей, в т.ч. и прибыли.

 

— Каковы преимущества проведения IPO по сравнению с другими формами финансирования?

 

— Для большинства компаний это не вопрос «или-или». Компании часто проводят IPO для укрепления финансовой устойчивости путем увеличения акционерного капитала, чтобы диверсифицировать свои источники финансирования и уменьшить зависимость от банков или нераспределенной прибыли.

 

Другими причинами для выхода на IPO являются: возможность быстрого доступа к капиталу в будущем (вторичное размещение), желание создать широкую и стабильную базу акционеров, улучшение имиджа компании, снижение абсолютных и относительных затрат при привлечении иных форм финансирования в будущем (листинг придает авторитет и часто позволяет снизить процентную маржу по кредиту), а также повышение заинтересованности сотрудников в эффективной работе путем предоставления различных опционных программ. Для владельцев компаний IPO дает возможность определить рыночную стоимость бизнеса, что позволяет им монетизировать свои активы целиком или частично и максимизировать эффективность от участия в капитале.

— Почему компания должна пользоваться услугами брокерского дома при проведении IPO? Сколько это стоит?

 

— Инвестиционный банк (брокерской агент) играет незаменимую роль в подготовке эмитента для IPO. Основная роль заключается в управлении чрезвычайно сложным процессом, требующим экспертной координации многочисленных юридических, финансовых и регуляторных сфер. Но для того чтобы провести действительно успешное IPO, мастерство брокерского дома должно заключаться в эффективном представлении компании рынку. Используя сочетание качественного исследования и образовательной работы с инвесторами, отличного управления процессом road-show и дальновидной стратегии ценообразования, брокер должен «зацепить» потенциальных инвесторов и подогреть спрос на акции компании.

 

Основной целью является создание достаточного спроса, который позволит эмитенту привлечь ресурсы, которые требуются, а также получить стабильную и широкую базу инвесторов, которая позволит обеспечить платформу для будущего роста цены акций.

 

Затраты на IPO зависят от объема предложения. Банковские (брокерские) вознаграждения это, как правило, приблизительно 2–4% от объема размещения. Вполне вероятно, что затраты для белорусских эмитентов будут несколько выше из-за новизны этого рынка. Кроме того, эмитенты должны учитывать расходы на юристов, аудиторов и на решение вопросов регулятивного характера. По данным агентства Bloomberg, затраты на проведение IPO в Европе остаются на одном из самых низких уровней в мире.

 

Записала

 

Оксана КУЗНЕЦОВА


Финансы: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях