Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Факты, комментарии
04.03.2011 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЗАКОНЫ ИСКРЕННОСТИ

Культура раскрытия деловой информации должна стать главным инструментом в деле повышения инвестиционной привлекательности страны в целом и конкретных предприятий в частности. В конце концов мировая практика давно выработала стандарты корпоративного управления, следование которым — обязательное условие привлечения капитала. Об этом шла речь на семинаре, посвященном построению IR-стратегий, в инкубаторе бизнес-проектов БГУИР 25 февраля.

Культура раскрытия деловой информации должна стать главным инструментом в деле повышения инвестиционной привлекательности страны в целом и конкретных предприятий в частности. В конце концов мировая практика давно выработала стандарты корпоративного управления, следование которым — обязательное условие привлечения капитала. Об этом шла речь на семинаре, посвященном построению IR-стратегий, в инкубаторе бизнес-проектов БГУИР 25 февраля.

Позицию Минэкономики по этому непростому вопросу изложил начальник юридического управления Минэкономики В.Хлабордов: «Есть задача привлечения мировых брендов в страну, разрабатывается новая концепция привлечения инвестиций. Менеджерам необходимо усвоить, что раскрытие информации — обязательный атрибут инвестиционной привлекательности, который не угрожает интересам предприятий, не является предметом рисков, хотя такая проблема все еще существует в восприятии работников министерств» По словам чиновника, есть предложения подготовить третью редакцию Закона «О хозяйственных обществах», чтобы еще больше сблизить его с мировой практикой. Особое внимание Минэкономики намерено уделить вопросам раскрытия информации в компаниях, с долей государства. Его представители в акционерных обществах должны обладать знаниями аналитиков, владеть МСФО. И поскольку влияние со стороны государства остается значительным, такие требования будут предъявляться к специалистам отраслевых органов управления, подчеркнул В.Хлабордов.

По мнению исполнительного директора ЗАО «Интерфакс- Бизнес-Сервис» Михаила Мотовникова, и российские, и белорусские предприятия чаще всего не выполняют условия транспарентности не столько от нежелания, сколько от неспособности раскрыть информацию. Причина — отсутствие качественной внутренней аналитики, системы управленческого учета. Чтобы восполнить пробелы в образовании специалистов, в России действует ряд программ, направленных на формирование культуры корпоративных отношений. Каждая из них включает не менее 40 часов подготовки по финансовому анализу, фондовому рынку, риск-менеджменту и invest reletions.

Одна из основных претензий инвесторов к белорусским предприятиям — это информационная закрытость, отсутствие представления о необходимости формировать информационную политику и направлять ее во внешнюю среду, считает М.Мотовников. Часто закрытость вытекает из структуры собственности или обусловлена проблемами в финансовой отчетности. Иногда информационная закрытость объясняется опасениями предприятий в их взаимоотношениях с государством, кто-то боится рейдеров, кто-то — действий конкурентов. В такой ситуации нужно найти разумный баланс интересов между информационной открытостью и обеспечением безопасности бизнеса. Когда предприятие начинает работать в этом направлении, то, как правило, выясняется, что выгоды транспарентности перевешивают возможные риски. Но это не значит, что последних можно избежать. Последующие шаги также требуют от менеджмента компаний «политического» решения, на ожидание которого уходит большая часть времени, отметил М.Мотовников.

Решение вопросов эффективного построения отношений с инвесторами особенно актуально, когда ряд белорусских компаний собирается осваивать международные рынки капитала, где финансирование дешевле и длиннее. Казалось бы, есть все слагаемые для успеха: современное предприятие, перспективный проект, прекрасная его презентация и хорошие отзывы. А дальше дело не идет… Ни один традиционный аргумент не действует: у нас лучший менеджмент, отчетность, рентабельность, мы — растущая компания на растущих рынках. Но вокруг достаточно компаний, у которых все эти показатели лучше. Как же работать с инвестором, когда нет ярких очевидных преимуществ, которые легко продаются? Нужна привлекательная инвестиционная идея, создать которую помогают финансовые консультанты.

В Беларуси ими должны были стать инвестиционные агенты, напомнил управляющий партнер Genesys Asset Management Андрей Могин. Однако в Указе от 6.08.2009 № 413 «О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь» было заложено серьезное противоречие.

«Услуги консультантов предполагают ряд затрат. Если клиент — белорусское предприятие или государство их на себя не берет, то такие расходы ложатся на самого консультанта. Отсюда — низкая эффективность. Странно, что за инициативой создания института инвестагентов до сих пор не стоит финансирование», — попенял консалтер. Между тем в мире существует другой опыт, который следует заимствовать. Например, в Гонконге давно действует небольшая (штат — около 50 человек) госкомпания «Инвест Гонконг», которая нанимает по всему миру за небольшое вознаграждение консультантов — физлиц или некрупные компании — и ставит перед ними одну задачу: привлечь инвестиции в соответствии с отраслевыми приоритетами, разработать и реализовать программу коммуникаций с инвесторами на местном рынке. Когда инвестор и госкомпания начинают сотрудничать напрямую, обязательства консультанта считаются исполненными. Устанавливается норматив — привлечение не менее 6 инвесторов за год. Неудивительно, что Гонконг занимает первые места в глобальных рейтингах инвестиционной привлекательности — не в последнюю очередь потому, что государство финансирует деятельность, направленную на привлечение капиталов.

Умение анализировать финансовую информацию пригодится и рядовым гражданам, если наши предприятия, в свою очередь, научатся ее предоставлять. Ведь правительство намерено проводить «народные IPO», чтобы вовлекать в оборот временно свободные средства населения, сообщил недавно вице-премьер Сергей Румас. По его оценке, массированная покупка населением инвалюты в конце прошлого года свидетельствовала о недостатке инструментов для привлечения средств населения. Так насколько же эффективным инструментом на белорусском рынке могут быть «народные IPO», поинтересовались журналисты у российских экспертов? По мнению М.Мотовникова, поскольку в нашей стране фондовый рынок все еще слаб, проведение подобных мероприятий требует значительной подготовительной работы, чтобы интересы граждан не пострадали. Всем известно, чем закончились «народные IPO» ряда российских компаний — курс их акций через несколько месяцев резко упал, и держатели этих ценных бумаг понесли значительные убытки. В то же время М.Мотовников не считает саму идею продажи акций массовым инвесторам порочной. Ключевой вопрос в том, чтобы «не задирать» максимально цену при первичном размещении. Гражданам правильнее покупать акции на вторичном рынке, когда на них сформирована более-менее обоснованная цена.

Этот опыт тоже полезно принять во внимание — на случай, если рядовые белорусы получат возможность покупать акции приватизированных предприятий. Но, чтобы не попасть впросак, им придется освоить азы финансовой грамотности.

Оксана КУЗНЕЦОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений