$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ЗАКОНЫ ДЛЯ СТОЛИЦЫ

22.03.2011

Внести поправки в законодательство для привлечения частного бизнеса в сферу социального обслуживания населения, а также передачи некоторых вопросов в компетенцию Мингорисполкома предложил, выступая перед депутатами Палаты представителей Национального собрания, мэр Минска Николай Ладутько. Власти города также считают необходимым изменить правила постановки на квартирный учет для приезжих из других регионов страны.

В ходе семинара для парламентариев, посвященного роли местных органов власти в социальной защите населения, большое внимание наряду с другими проблемами уделялось подготовке рабочих кадров для столицы и обеспечения минчан жильем.

Отвечая на вопрос депутата Инессы Клещук, председатель Мингорисполкома подчеркнул, что необходимо принять закон о государственно-частном партнерстве, где будут определены правила объединения бюджетных и частных ресурсов. Он напомнил, что в Германии, к примеру, рентными отношениями занимается не государство, а пенсионные фонды и частные компании. По словам Н.Ладутько, в социальной сфере вполне можно зарабатывать деньги, пусть и без большой прибыли.

В свою очередь, председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко сообщил, что сегодня государственно-частное партнерство «находится просто в зачаточном состоянии». Пока же на предстоящей весенней сессии, которая откроется 4 апреля, депутаты планируют внести изменения в Закон «О социальном обслуживании», где будут установлены гарантии и стандарты для деятельности частного сектора в этой области. Мелкий и средний бизнес снимет с государства часть проблем, а за качественное выполнение социальных услуг станет получать вознаграждение из госбюджета, сообщил В.Андрейченко. Отметим, что на Западе негосударственное социальное обслуживание — весьма прибыльный бизнес.

Мэр также предложил «с учетом статуса столицы» вернуть властям Минска право устанавливать надбавки к должностным окладам и тарифным ставкам отдельных категорий работников. Раньше за счет городского бюджета ежегодно выделялись средства на доплаты врачам, учителям, милиционерам. Благодаря этим мерам за два года власти смогли укомплектовать штат участковых, нехватка которых в 2008 г. достигала 25%, решить проблему с врачами и учителями. Однако в принятом в 2010 г. Законе «О местном управлении и самоуправлении» эти вопросы были переданы в компетенцию республиканских властей.

Минск стареет. Из 1 870 тыс. жителей 420 тыс. — пенсионеры. Часть из них находится на гособеспечении. Столичные власти считают необходимым пересмотреть законодательство в части выплаты им пенсий. Сегодня граждане, проживающие в госучреждениях, получают на руки 10% своей пенсии, остальная сумма остается в Фонде соцзащиты. Предлагается перечислять эти деньги на финансирование учреждения, где находится пенсионер.

Н.Ладутько сообщил, что по итогам января–декабря 2010 г. средняя зарплата в городе составила 1 622 тыс. Br, в декабре прошлого года — 2 096 тыс. Это во многом объясняется концентрацией в столице организаций с большими оборотами, чем в среднем по республике — банков, страховых компаний, крупных оптовых компаний. За ними по уровню зарплаты идут строительная и машиностроительная отрасли.

Численность занятого населения в Минске выросла с 990 тыс. человек в мае 2005 г. до 1 082 тыс. в 2011 г. В столице создается каждое пятое рабочее место в стране. Из года в год здесь наблюдается нехватка специалистов-рабочих — примерно 17 тыс. вакансий. Особенно остро проблема стоит в станко- и машиностроении, где занято 180 тыс. человек. Некоторые вакансии минчане считают непрестижными, и они заполняются исключительно за счет других регионов. Не случайно в последние годы город прирастает преимущественно благодаря активным миграционным процессам. Так, за 2010 г. число минчан увеличилось на 20,4 тыс. человек, в т.ч. за счет естественного прироста — на 3 тыс., миграции —на 17,4 тыс. За 8 лет из других регионов переселились 180 тыс. человек. На начало 2011 г. здесь проживало 1 864 тыс. человек, или почти 20% населения страны. В итоге все сложнее становится решать жилищные, транспортные, экологические проблемы. Поэтому решено перенести производства, которые выпускают комплектующие для крупных предприятий, в райцентры и малые города.

Прозвучала также информация о том, что на рассмотрении в парламенте находятся изменения в Закон «О занятости населения», согласно которым планируется увеличить размер стипендий — для того, чтобы человек мог повысить свою квалификацию, пройти переобучение.

Социальную защищенность безработных мэр признал низкой, но повышать пособие по безработице, сегодня составляющее 68 тыс. Br, считает нецелесообразным — чтобы некоторые не предпочли жить на него, а имеющиеся 17 тыс. вакансий останутся незаполненными. Кстати, исходя из рекомендаций МОТ, при отсутствии страховых взносов пособие должно быть не менее 50% установленной минимальной зарплаты, т.е. у нас — 230 тыс. Br. Прожить на такие деньги тоже затруднительно.

Несмотря на большое жилищное строительство (в 2010 г. — почти 1 млн. м2), количество очередников в Минске не сокращается. Для вступления в ЖСК среднестатистической минской семье приходится ждать 20–22 года, в то время как в областных центрах — почти в 10 раз меньше. Для решения проблемы Мингорисполком предлагает признавать нуждающимися в улучшении жилищных условий лишь те семьи, где на одного человека приходится менее 10 м2 общей площади, а приезжих ставить на квартирный учет лишь по истечении 10 лет со времени прибытия (сегодня — 5 лет). При этом мэр сослался на опыт крупных городов России и Украины.

Как пообещал в заключительном слове В.Андрейченко, парламентарии рассмотрят все предложения Мингорисполкома.

Анна ФЕДОРОВА