Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Проекты
13.04.2004 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Законопроект "О борьбе с коррупцией" не принят

Депутаты Палаты представителей не поддержали проект закона "О борьбе с коррупцией". За его принятие в первом чтении проголосовало 33 депутата при необходимом кворуме 49...

Депутаты Палаты представителей не поддержали проект закона "О борьбе с коррупцией". За его принятие в первом чтении проголосовало 33 депутата при необходимом кворуме 49. Вместе с тем предложение отклонить документ (вернуть разработчику) также не нашло достаточной поддержки. Таким образом, закон остается в комиссии на доработке.

Напомним, что в соответствии с данным законопроектом предусматривалось расширить перечень субъектов коррупционных правонарушений за счет отнесения к их числу иностранных должностных лиц, "а также лиц государственного органа или организации, не относящихся в соответствии с законодательством к государственным служащим, осуществляющим деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения". Борьба с коррупцией возлагается на органы прокуратуры, внутренних дел, госбезопасности и создаваемые в них специальные подразделения. Главный координатор всей работы -- Прокуратура Республики Беларусь.

По сравнению с действующим законодательством проектом устанавливались дополнительные ограничения прав государственных должностных лиц. В частности, они не вправе иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев осуществления ими государственных функций в других странах, выполнять поручения политических партий, общественных организаций, а также продолжать членство в партии, когда согласно законодательству исполнение госфункций является несовместимым с принадлежностью к политической партии. Госчиновникам запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, помогать близким родственникам в ее осуществлении. В течение месяца после назначения на должность госслужащий обязан передать в доверительное управление находящиеся в его собственности доли (акции) в уставном фонде коммерческих предприятий. Также устанавливались ограничения для государственного должностного лица и членов его семьи в части получения подарков, услуг, приглашений в поездки за счет физических и юридических лиц. Недопустима совместная государственная служба близких родственников или свойственников, находящихся в непосредственной подчиненности или подконтрольности друг другу.

Депутаты подвергли критике нормы, предусматривающие наказание за получение выгоды неимущественного характера, расплывчатую формулировку понятий "близкие родственники" и "свойственники" и предлагаемые законопроектом определения субъектов правонарушений, создающих условия для коррупции, и субъектов коррупционных правонарушений. Так, парламентарии отметили, что рядовая депутатская деятельность по продвижению интересов своих избирателей, отстаиванию интересов конкретных регионов в соответствии с законопроектом может быть расценена как лоббирование интересов. В толковании выгоды неимущественного характера, как отметил депутат Василий Хрол, можно вообще дойти до абсурда. "Давайте смоделируем ситуацию, -- сказал он. -- Допустим, мой друг-бизнесмен не может взять билет на поезд. Я, как депутат, помогаю ему это сделать. Потом он меня приглашает в баню. Выгода это неимущественного характера или нет? То есть, если он угостит меня селедкой с пивом -- это имущественная выгода, а если баня будет без пива?", -- иронизировал парламентарий.

По словам Виктора Кучинского, проект закона не согласуется в ряде норм с Уголовным кодексом, кроме того, иногда статьи проекта противоречат одна другой.

Заместитель генерального прокурора Виктор Прус назвал решение Палаты представителей поспешным. Он считает, что законопроект надо было принимать в первом чтении и потом дорабатывать. "Концептуально в нем ничего не изменится, так как необходимость данного закона диктуется жизнью -- вопросы борьбы с коррупцией надо решать, хотели бы этого депутаты или нет", -- отметил он.

И это действительно так. Постоянная комиссия Палаты представителей изменить может немногое. Депутаты могут откорректировать ту или иную статью, дать ее в новой редакции. Однако для того, чтобы затем вынести этот документ в Овальный зал на обсуждение, каждое изменение и дополнение должно быть согласовано и с правительством, и с администрацией Президента. А поскольку под словом "правительство" подразумевается целый ряд министерств, интересы которых далеко не всегда совпадают, то депутатам почти никогда не удается найти общий язык с чиновниками. В итоге законопроекты "зависают". То же самое может произойти и с проектом закона "О борьбе с коррупцией". Через какое-то время комиссия по национальной безопасности будет вынуждена вновь вынести в первом чтении законопроект в нынешней редакции.

Однако, думается, разработчикам проекта закона надо прислушаться к возражениям депутатов. Ведь они правы: некоторые статьи сформулированы нечетко, что допускает неоднозначное их толкование. Отсутствие конкретики при расширительном толковании норм может привести к беззаконию. Кроме того, уже на стадии принятия данного документа необходимо подготовить и внести изменения в ряд других правовых актов.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by