$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Законодательство в области технического нормирования и стандартизации планируют изменить

13.05.2016

На очередном заседании девятой сессии Палаты представителей депутаты рассмотрели 15 вопросов, в том числе поправки в Закон «О техническом нормировании и стандартизации» и проект закона «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия»

 

Оба документа направлены на приведение действующего в Беларуси законодательства в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г., согласование с иными, позже принятыми отечественными правовыми нормативными актами, учтена также правоприменительная практика в области технического нормирования.

Закон от 5.01.2004 N 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» (далее – Закон о технормировании), излагается в новой редакции. В нем дается расшифровка ряда новых терминов, уточнены компетенции госорганов, а также права и обязанности иных субъектов технического нормирования и стандартизации, детализированы требования, предъявляемые к техническим нормативным правовым актам в данной сфере.

Ставится задача преодолеть негативные тенденции, связанные с произвольным расширением сферы применения технических кодексов установившейся практики и государственных стандартов Республики Беларусь посредством введения специальных ограничений и запретов, обозначить рациональный баланс между законодательным и подзаконным правовым регулированием.

Как сообщил депутатам председатель Государственного комитета по стандартизации Виктор Назаренко, изменится также сфера действия обоих законов. Так, Закон о технормировании не будет распространяться на национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности, образовательные стандарты, государственные минимальные социальные стандарты по обслуживанию населения, Единый правовой классификатор РБ и другие классификаторы, не являющиеся общегосударственными.

Сохраняется принцип добровольности технических кодексов и госстандартов в качестве общего правила – сделаны лишь три исключения, которые по своему содержанию не противоречат Договору о ЕАЭС и общемировым подходам.

Если действующим Законом от 5.01.2004 № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» предусматривается регулирование вопросов оценки соответствия только в двух видах документов – техрегламенты и госстандарты РБ, то в подготовленном правительством законопроекте «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия» (далее — законопроект об оценке соответствия) их перечень существенно расширен, что, по словам В.Назаренко, связано не только с выполнением норм международных договоров и потребностями правоприменительной практики, но и с необходимостью проведения таких процедур при поставках белорусской продукции за пределы страны, например, по контрактам.

В законопроекте об оценке соответствия отсутствует положение о формировании единого перечня продукции, работ, услуг, подлежащих обязательной оценке соответствия в Республике Беларусь. Такой оценке теперь подлежат лишь те объекты, которые включены в единый перечень, утвержденный на уровне ЕАЭС, и в отношении данного объекта введено обязательное подтверждение соответствия; оно может также предусматриваться в исключительных случаях, в том числе связанных с необходимостью принятия оперативных мер на уровне государства.

Дополнительно к таким формам оценки соответствия, как сертификация и декларирование, вводится испытание, подробно прописаны все ее составляющие. Появится новая статья о действиях владельцев сертификатов, органов по сертификации и государственных органов (должностных лиц) в отношении выданных сертификатов. Новация касается ограничения сроков действия сертификатов в случае отмены аттестата аккредитации органа по сертификации. Устанавливается исчерпывающий перечень оснований для приостановления либо отмены действия сертификата.

Отдельная статья посвящена Реестру национальной системы подтверждения соответствия (включает совокупность данных о выданных сертификатах соответствия и сертификатах компетентности Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, внесении в них изменений и дополнений, приостановлении, возобновлении, отмене, прекращении их действия, а также о зарегистрированных декларациях о соответствии, прекращении их действия) и единым реестрам документов об оценке соответствия, что позволит всем субъектам хозяйствования страны получить доступ к актуальной для них информации.

Принятие законов заполнит существующие пробелы в законодательстве об оценке соответствия, значительно сократит количество административных процедур в этой сфере, отметил В.Назаренко. Отвечая на вопросы депутатов, глава Госкомитета по стандартизации подчеркнул: «Беларусь, как и весь мир, переходит от сертификации к процедуре декларирования. Подписывая декларацию, изготовитель, импортер или продавец принимает на себя юридическую ответственность за безопасность поставленного товара.».

Как сообщил на сессии депутат Сергей Дудкин, в Постоянную комиссию по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи поступил ряд предложений от представителей реального сектора экономики, которые будут рассмотрены при доработке законопроекта ко второму чтению. Кроме того, постоянная комиссия дополнительно направила запрос по поводу законопроектов в Республиканскую ассоциацию предприятий промышленности «БелАПП».

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА