Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
АПК
25.04.2006 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОТСТАЛО ОТ ПРАКТИКИ

Программой социально-экономического развития Беларуси на 2006-2010гг. предусмотрено направить на развитие производственных сфер АПК свыше 45 трлн. руб. Подъем села обходится дорого, особенно если иметь в виду тот факт, что сельскохозяйственная сфера уже поглотила солидные средства...

Программой социально-экономического развития Беларуси на 2006-2010гг. предусмотрено направить на развитие производственных сфер АПК свыше 45 трлн. руб. Подъем села обходится дорого, особенно если иметь в виду тот факт, что сельскохозяйственная сфера уже поглотила солидные средства. Только в минувшем году из всех источников на "подпитку" села планировалось направить 11,65 трлн. руб., реально же ушло на 15% больше. Постоянные дотации вкупе с масштабной реорганизацией убыточных организаций в отрасли должны, по мнению правительства, изменить ситуацию в этом затратном секторе экономики.

Насколько обоснован такой оптимизм? Какие проблемы решают аграрии присоединенных хозяйств? Об этом беседа нашего корреспондента с зав. сектором приватизации центра аграрной экономики Института экономики НАН Беларуси Николаем БЫЧКОВЫМ.

- Николай Александрович, второй год ваши специалисты отслеживают ход реорганизации убыточных хозяйств на селе, предпринятой в связи с указами главы государства *№№ 138 и 240? Каков результат?

- Произошла коренная трансформация 505 убыточных объектов путем передачи их ресурсов в собственность эффективным инвесторам: 16% проданы юридическим лицам как имущественные комплексы, 84%  присоединены. Замечу, через присоединение к новым собственникам отошли 420 объектов, более половины реорганизованных хозяйств - в Минской области. Круг инвесторов, приобретших их имущественные комплексы, довольно широк: это сельхозорганизации различных форм собственности (52%), промышленные предприятия 13 министерств и ведомств республики (14%), частные и иные коммерческие структуры, включая финансовые институты (14%), агросервисные и др. предприятия АПК (14%). Минимальная цена продажи убыточных объектов составила 5,2 млн. руб. (сделка ИП "Штоц-Агро-Сервис" по покупке СПК "Пикалин" Смолевичского района), максимальная - 2,7 млрд. руб. (ЧУСП "Озерицкий-Агро" ОАО "Белагропромбанк" - СПК "Озерицкий" Смолевичского района). Организациям-инвесторам передано в пользование (аренду) 1,9 млн. га земель, что составляет 25% всех сельхозугодий республики.

Инвесторы вложили в село почти 735,6 млрд. руб.(!), около 300 млрд. руб. только в Минской области. Это средства СП ЗАО "Славнефть-Старт" (17,1 млрд. руб.), ООО "Торговый дом "Ждановичи" (14,2 млрд. руб.), ОАО "Дзержинская птицефабрика" (11,9 млрд. руб.), РУП "Минский тракторный завод" (8,2 млрд. руб.), ООО "Ома" (2,2 млрд. руб.) и др.

Меняется менеджмент убыточных организаций, и в производство приходят новые методы управления. И как результат - прирост производства валовой продукции в стоимостном выражении в целом по реорганизованным организациям составил 40,3%.

Но процесс это непростой и, как показала практика, определенные законодательством пути начатой на селе трансформации неплатежеспособных организаций еще нуждаются в совершенствовании.

- Какие проблемы встали перед новыми предприятиями?

- Временные рамки реорганизации, обозначенные в соответствии с указами №№ 138, 280 (с 1.01.2004 г. по 1.01.2006 г.), завершены. Это означает, что сельхозорганизации должны работать безубыточно, получать доходы от реализации продукции, покрывать свои расходы и обеспечивать стабильную прибыль. Однако этого пока не происходит. На сегодняшний день внереализационные доходы многих хозяйств (суммы дооценки активов, стоимость безвозмездно полученных активов и т.д.) покрывают убытки от реализации продукции, а средств на инвестирование оборотного и основного капитала в большинстве из них как не было, так и нет. Значит, надо либо продлить действия указов №№ 138 и 280, либо искать новые пути трансформации неплатежеспособных организаций и устойчивого их развития.

Многие проблемы начинаются с выбора инвесторов. Взять, к примеру, витебский опыт. Там 87% из 82 сельхозорганизаций-инвесторов сами испытывали финансовые трудности и были, по сути, убыточны. В результате присоединения к ним других слабых хозяйств увеличились площади сельхозугодий более чем в 2 раза, усложнилась система управления, а убыточность не пропала. Так случилось с СПК "Богино" на Браславщине после присоединения к нему убыточного СПК "Далекие".

Есть сложности и с продажей предприятий: не отрегулирована, в частности, система учета имущества, приобретенного по договорам купли-продажи: инвесторы ставят на учет имущество по балансовой стоимости продавца, а не по цене приобретения. С целью же снижения затрат на производство необходимо стоимость инвентарных объектов определять на основании цены приобретения и удельного веса инвентарного объекта в имуществе проданного предприятия. Требуется также уточнение порядка расчетов за проданные предприятия СПК и направлений использования денежных средств. И, наконец, ответить на важный вопрос: является ли сельхозкооператив организацией негосударственной формы собственности (и соблюсти при этом экономические интересы его членов), либо все-таки государственной (и тогда направлять средства от продажи в госбюджет)?

И последнее: осуществление сделки купли-продажи, присоединения, передачи в аренду предприятий потенциальным инвесторам требует регистрации их как имущественных комплексов. Это, как показывает практика, достаточно трудоемкий, дорогостоящий и длительный процесс (постановление Совета Министров от 1.06.2004 № 650), который нуждается в оптимизации.

- Выходит, первый опыт реорганизации, вовлекший в смену статуса или собственности сотни проблемных хозяйств, показал, что не все так просто присоединяется, ликвидируется, продается, и на многие вопросы нет четкого ответа в законодательстве...Что, на ваш взгляд, в этом механизме должно совершенствоваться?

- Прежде всего  выбор потенциального инвестора должен проходить не только административным методом, но и с использованием таких прозрачных механизмов, как инвестиционные аукционы и конкурсы. Такая форма позволит определить реальную рыночную стоимость предприятия как имущественного комплекса и установить обоснованную инвестиционную программу. Следует максимально использовать конкурентные преимущества убыточного хозяйства, которые могут заинтересовать определенную группу инвесторов. Такими инвестиционными преимуществами могут быть, например, выгодное месторасположение, привлекательный ландшафт, возможность развития туризма, интересные для бизнеса местные промыслы, традиции.

Вкладывая миллиардные инвестиции в сельское хозяйство, следует помнить, что эффективность реформирования во многом зависит от внутриструктурных преобразований в филиалах, дочерних предприятиях организаций-инвесторов и определяется множеством взаимосвязанных между собой технологических, организационных, экономических и социальных факторов.

Основным направлением совершенствования форм и способов реформирования убыточных (неплатежеспособных) организаций является передача имущественных комплексов потенциальным частным инвесторам, в том числе и иностранным, в пользование на принципах доверительного управления либо концессии. Гражданский и Инвестиционный кодексы республики предусматривают данные формы. А вот процедуры реализации их, решений правительства по данным вопросам применительно к сельскому хозяйству нет.

Сегодня концессионные контракты широко практикуются за рубежом. Одной из самых распространенных разновидностей концессий в области инфраструктуры является механизм BOT (Build, Operate, Transfer), который предполагает, что инфраструктурный объект создается за счет концессионера (инвестора), после чего последний получает право эксплуатации данного объекта в течение срока, достаточного для того, чтобы окупить инвестиции. По истечении данного срока концессионер безвозмездно передает объект в собственность концедента. Широко используется и схема ROТ (Rehabilitate, Own, Transfer): передача существующего объекта инфраструктуры, находящегося в государственной собственности, в частные руки на условиях модернизации данного объекта с последующей его эксплуатацией при принятии концессионером определенных обязанностей. Смысл еще одной концессионной формы - контракта на управление - состоит в том, что специализированной управляющей организации, состоящей из группы высококвалифицированных менеджеров, передается в управление предприятие. При этом прибыль управляющей организации создается за счет снижения издержек управляемого объекта. В данном случае не изменяются организационно-правовая форма предприятия, а также собственник имущественного комплекса. Таким образом происходит в чистом виде передача управленческих функций государства концессионеру.

-------------------------
* Указы Президента от 2004-03-19 № 138 "О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство" и от 2004-06-14 № 280 "О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных сельскохозяйственных организаций".
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений