Социум
25.05.2004 6 мин на чтение
мин
Законодательство о дополнительной пенсии. Не наделать бы ошибок
Одобрение президиумом Совета Министров проекта декрета Президента "О добровольном социальном (пенсионном) страховании", который предлагает ввести в дополнение к действующему у нас обязательному государственному социальному страхованию добровольное пенсионное страхование (см. НЭГ № 37 от 2004-05-21г.), можно только приветствовать. Однако его принятие - лишь начало большой работы...
Одобрение президиумом Совета Министров проекта декрета Президента "О добровольном социальном (пенсионном) страховании", который предлагает ввести в дополнение к действующему у нас обязательному государственному социальному страхованию добровольное пенсионное страхование (см. НЭГ № 37 от 2004-05-21г.), можно только приветствовать. Однако его принятие - лишь начало большой работы, результат которой зависит от того, насколько продуманно и качественно будет подготовлен весь пакет документов, связанных с решением этой серьезнейшей проблемы.
Нельзя не обратить внимания на ограничение возможностей инвестирования финансовых средств только двумя направлениями (государственные ценные бумаги и банковские депозиты). Практика работы аналогичных структур во многих странах показывает, что набор применяемых инвестиционных инструментов намного шире. Конечно, рынок капитала в Беларуси в нынешнем его состоянии не позволяет использовать весь этот диапазон. Однако по мере развития экономики эти возможности будут расширяться и вряд ли правильно на этапе создания системы закладывать ограничения, которые потом надо будет преодолевать путем принятия дополнительных нормативных и законодательных актов.
Вразрез с мировыми тенденциями идет также избранный путь развития дополнительного пенсионного страхования - только через государственную структуру, каковой является Фонд. Между тем, в рамках страхования жизни в Беларуси дополнительным добровольным пенсионным обеспечением в настоящее время занимаются 6 организаций.
Только в одной из них - ОАО "Белорусский народный страховой пенсионный фонд" открыто более 30 тыс. лицевых счетов граждан, по 24 тыс. из которых взносы поступают регулярно.
Следует ли понимать, что с выходом декрета их деятельность будет прекращена? Если "нет", то об этом должна быть соответствующая запись. Если "да", то почему? Весь опыт развития дополнительного пенсионного страхования многих стран говорит в пользу развития его на негосударственной основе. В странах ЕС к 2020г. доля выплат за счет добровольного страхования предприятиями (с инвестированием накоплений) в негосударственных пенсионных фондах вырастет с 12 (в 1998г.) до 29%, доля личных добровольных пенсионных накоплений - с 1,5 до 4,5%.
Вряд ли будет оправданным хоронить только-только зарождающееся в нашей стране направление пенсионного страхования. Наверное, более правильно поддержать его всеми способами, и главный из них - предоставление налоговых льгот, как это принято в мировой практике.
Не является секретом, что немало граждан Беларуси работают в России. С введением там накопительного уровня они выпали из пенсионной системы России. Проектом декрета не предусмотрено их добровольное участие и в нашей дополнительной пенсионной системе.
Опыт работы с активами пенсионных фондов говорит о том, что при этом необходимо соблюдать как минимум 6 главных принципов:
- ясность поставленных целей;
- независимость от политического вмешательства;
- надежная система управления процессом инвестирования;
- осторожный подход к инвестированию;
- низкие административные расходы;
- отчетность перед застрахованными.
Кстати, поучительным примером системы отчетности может послужить опыт работы с финансовыми ресурсами в государственной пенсионной системе Канады, которая функционирует параллельно с системой негосударственного дополнительного пенсионного страхования. В ней создана специальная структура - инвестиционное управление Канадского пенсионного плана с четырьмя комитетами. Управляет им совет директоров с широкими полномочиями. Члены совета назначаются из числа высококвалифицированных специалистов на срок 3 года не более 2 раз подряд. Инвестиционное управление ежеквартально отчитывается перед застрахованными о своей работе. Доходность от инвестиций по годам колеблется в широком диапазоне и в целом является положительной. Расходы на ее содержание составляют 0,31% от суммы активов, что является одним из самых низких показателей.
Как известно, с 2004г. средства социального страхования в РБ включены в состав республиканского бюджета и с 1 апреля проходят через казначейские счета. С этого времени в Фонде прекратилась работа по капитализации временно свободных средств социального страхования, которая в конце 90-х обеспечивала 4-5% доходов Фонда. Система стала непрозрачной, и заниматься капитализацией в таких условиях весьма проблематично. Эффективно управлять накапливаемыми ресурсами Фонд сможет только в условиях, когда денежные средства будут поступать на его счета и он сможет оперативно решать вопросы их инвестирования с соблюдением названных выше принципов. Наверное, это положение должно найти свое отражение в декрете.