Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5828
EUR:
2.9496
RUB:
3.3879
Золото:
151.14
Серебро:
1.91
Платина:
80.63
Палладий:
156.94
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Законодательство на 2003 год: есть новшества

Проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения" разработан в рамках формирования бюджета на 2003 г., принципиальной особенностью которого является сохранение действующ...
Проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения" разработан в рамках формирования бюджета на 2003 г., принципиальной особенностью которого является сохранение действующих условий и порядка внесения в бюджет налогов и иных обязательных платежей. Он предусматривает уточнение на законодательном уровне ряда вопросов применения НДС, налогов на прибыль и доходы, на недвижимость и за пользование природными ресурсами (экологический налог). При этом изменения носят узко специализированный характер и связаны в первую очередь с необходимостью приведения законов по налогообложению в соответствие с вновь принятыми актами законодательства.

В частности, предусматривается:

-- в целях соблюдения единой терминологии с Инвестиционным и Банковским кодексами уточнить правовые нормы определения в качестве плательщиков коммерческих организаций с иностранными инвестициями, а также структурных подразделений юридических лиц, имеющих отдельный баланс и расчетный (текущий) или иной счет;

-- с учетом требований Декрета Президента от 2002-02-15г. N 3 критерий для включения индивидуальных предпринимателей в состав плательщиков НДС вместо базовых величин установить в евро без изменения абсолютной величины этого критерия;

-- исходя из положений Декрета Президента от 2001-05-17г. N 12 внести в законы по НДС и экологическому налогу дополнения, согласно которым индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг), по этой деятельности освобождаются от уплаты НДС и экологического налога.

Законопроект предусматривает решение ряда проблемных вопросов, выявленных практикой применения налогов на прибыль и добавленную стоимость. В этих целях предлагается:

-- включить с 1.01.2003г. в состав объекта обложения по НДС обороты по реализации имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, что позволит обеспечить дальнейшую унификацию вопросов взимания НДС в Беларуси и России;

-- для определения налогооблагаемого дохода предусмотреть при исчислении налога на доходы и НДС механизм пересчета в доллары США вкладов (взносов) участников (учредителей) в уставный фонд организации и полученных при ликвидации (выходе из состава участников) выплат. Таким образом, в качестве налогооблагаемой базы будет рассматриваться сумма положительной разницы между указанными величинами в долларовом эквиваленте;

-- упорядочить вопросы учета при определении налогооблагаемой прибыли страховых взносов по видам страхования, которые согласно законодательству не являются обязательными;

-- оптимизировать порядок вычета сумм НДС, уплаченных при ввозе на таможенную территорию РБ основных средств и нематериальных активов, предоставив право налогоплательщикам в месяце постановки на учет ввезенных объектов производить налоговый вычет в пределах общей суммы налога, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), но не менее 1/12 суммы НДС, уплаченного при ввозе.

Составным элементом законопроекта является также отмена ряда налоговых льгот и преференций по НДС, налогу на прибыль и налогу на недвижимость с физических лиц, которые предоставлялись отдельным категориям плательщиков и к настоящему времени утратили свою актуальность.

В частности, это касается освобождений:

-- от НДС оборотов по реализации работ по строительству, реконструкции и реставрации культовых зданий; товаров собственного производства мастерских специализированных медицинских учреждений; услуг специализированных механизированных отрядов. Предусмотрена также отмена пониженной (10%) ставки НДС в отношении услуг организаций бытового обслуживания населения;

-- от налога на прибыль подсобных цехов и производств колхозов и других сельхозпредприятий; издательств и типографий, выпускающих газеты и журналы на белорусском языке; предприятий, использующих труд пенсионеров.

Кроме того, предлагается с 1.01.2003г. применить общеустановленную ставку налога на прибыль для предприятий и организаций, входящих в систему агропромышленного комплекса и оказывающих вспомогательные услуги сельхозпредприятиям.

Таким образом, данный законопроект не затрагивает основных налоговых льгот, имеющих общий характер и предоставляемых всем налогоплательщикам на территории РБ с целью стимулирования их производственной и инвестиционной активности. Усиление роли именно таких льгот позволит существенно повысить эффективность всего налогообложения в целом.