Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Резонанс
20.08.2004 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Законно ли торгует Минфин на бирже?

Постановлением Министерства финансов от 2003-11-19г. №154 утверждены Правила проведения Минфином аукциона по продаже отдельных государственных ценных бумаг республики через открытое акционерное общество "Белорусская валютно-фондовая биржа"...
Постановлением Министерства финансов от 2003-11-19г. №154 утверждены Правила проведения Минфином аукциона по продаже отдельных государственных ценных бумаг республики через открытое акционерное общество "Белорусская валютно-фондовая биржа" (далее - Правила).

Пункты 4, 6 Правил предусматривают размещение Минфином на аукционах, проводимых через биржу, новых выпусков и дополнительное размещение не реализованных ранее государственных ценных бумаг. Биржа предоставляет Минфину торговую систему для проведения аукционов и осуществляет ее техническое обслуживание, проводит регистрацию участников аукциона и их клиентов, производит расчет требований и обязательств участников аукциона и Минфина, оказывает другие услуги, связанные с реализацией ценных бумаг.

Практика проведения Минфином указанных операций на ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" вступает в определенное противоречие с законодательством, регулирующим деятельность фондовых бирж.

Порядок выпуска и обращения ценных бумаг, регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также принципы организации и деятельности фондовой биржи определены Законом "О ценных бумагах и фондовых биржах" (далее - Закон). В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона не регулируется выпуск и обращение облигаций внутренних госзаймов, других бумаг, выпускаемых или гарантированных правительством, Национальным банком, а также иных видов ценных бумаг и лотерей.

Фондовая биржа в соответствии со ст. 24 Закона - это организация, созданная для обеспечения профессиональными участниками рынка ценных бумаг необходимых условий для торговли данными бумагами, определения их курса (рыночной цены) и его публикации для ознакомления всех заинтересованных лиц, регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг. Операции на фондовой бирже могут осуществляться только ее членами.

Согласно ст. 26 Закона членами фондовой биржи могут быть ее акционеры, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Органы государственной власти и управления, прокуратуры и суда, их должностные лица и специалисты, а также органы общественных объединений, преследующие политические цели, и их штатные должностные лица не имеют права быть членами фондовой биржи.

Следовательно, Минфин в соответствии с Законом не может осуществлять операции на фондовой бирже.

Вместе с тем Правила утверждены Минфином в соответствии с Основными условиями выпуска отдельных государственных ценных бумаг Республики Беларусь, утв. постановлением Совета Министров от 2003-02-13г. № 173 (далее - Основные условия).

Основные условия определяют порядок выпуска, размещения, обращения и погашения государственных эмиссионных ценных бумаг, номинированных в белорусских рублях (государственных краткосрочных облигаций (со сроком обращения до одного года) и государственных долгосрочных облигаций (со сроком обращения 1 год и более)). Облигации эмитируются от имени правительства Минфином.

Облигации размещаются среди юридических лиц путем прямой продажи Минфином, передачи или продажи банкам для последующей реализации, продажи на аукционе, проводимом Национальным банком по правилам проведения аукциона, утверждаемым этим банком и Комитетом по ценным бумагам при Совмине по согласованию с Минфином.

В качестве одного из способов размещения государственных краткосрочных облигаций и государственных долгосрочных облигаций среди юрлиц Основные условия (подп. 9.1 п. 9) предусматривают их продажу на аукционе, проводимом Минфином через ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа".

Исходя из ст. 769 Гражданского кодекса (далее - ГК) отношения по займу, по которому заемщиком выступает республика, или займу, по которому заемщиком выступает административно-территориальная единица, регулируются специальным законодательством. Это, в частности, Закон от 27.05.1993г. №2328-ХII "О внутреннем государственном долге Республики Беларусь" (далее - Закон № 2328-ХII) и Закон от 22.06.1998г. № 170-З "О внешнем государственном долге Республики Беларусь".

В соответствии со ст. 4 Закона №2328-ХII внутренний государственный долг может быть представлен в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица правительства. Право привлечения заемных средств у юридических и физических лиц от лица правительства принадлежит Минфину. Согласно ст.5 данного Закона управление внутренним государственным долгом (определение условий выпуска, размещения, обращения и обслуживания государственных долговых обязательств) осуществляется правительством либо по его решению Минфином.

Законы о внутреннем и внешнем государственном долге не предусматривают право Минфина осуществлять на фондовой бирже операции (в т.ч. проведение аукциона) по размещению государственных облигаций, такое право не установлено и в каких-либо других законодательных актах.

Постановление Совмина № 173 и Минфина №154 в части предоставления Минфину права осуществления на фондовой бирже операций с государственными ценными бумагами противоречат Закону "О ценных бумагах и фондовых биржах".

Согласно ст.ст. 168, 169 ГК сделка, не соответствующая требованиям законодательства, ничтожна, если законодательный акт не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в т.ч. тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены ГК либо иными законодательными актами.

В случае, когда по недействительной сделке была уплачена денежная сумма, на нее в соответствии со ст.ст. 366, 976 ГК подлежат начислению проценты.

Такое противоречие в законодательстве создает опасность того, что инвесторы, купившие на аукционе, проводимом через ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", у Минфина государственные ценные бумаги, в случае установления судом факта ничтожности соответствующих договоров вместо оговоренного условиями выпуска данных ценных бумаг дохода вынуждены будут довольствоваться процентом в размере ставки рефинансирования Национального банка на вложенную в покупку указанных бумаг сумму.

Решением изложенной проблемы было бы приведение постановления Совмина № 173 и постановления Минфина № 154 в соответствие с действующей редакцией Закона "О ценных бумагах и фондовых биржах" либо законодательное закрепление права Минфина осуществлять на ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" операции с государственными ценными бумагами.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений