$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Закон ждет весны

30.01.2007

«ЭГ» неоднократно рассказывала о работе над поправками в Закон «Об аудиторской деятельности». На одном из последних заседаний пятой сессии этот законопроект был принят Палатой представителей в первом чтении. Какие же новшества, разработанные Минфином, ожидают аудиторов и субъектов хозяйствования после вступления правового нормативного акта в силу?

РАСШИРЯЕТСЯ круг субъектов хозяйствования, отчетность которых является предметом аудита. Министр финансов Николай Корбут, выступавший с докладом на пленарном заседании, объяснил депутатам, что в соответствии с отечественным законодательством юридические лица могут создавать объединения, в том числе с участием иностранных юрлиц, в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп. Такие группы, как, впрочем, и простые товарищества, не являются юридическими лицами и не подпадают под определение организаций для целей данного Закона. Однако они осуществляют хозяйственную деятельность и их отчетность также может быть объектом аудита. Поэтому в соответствии с предлагаемым законопроектом аудиторская деятельность определяется как предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухучета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, хозяйственных групп, простых товариществ (участников договора о совместной деятельности), индивидуальных предпринимателей, а при необходимости — и по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о ее достоверности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

Предлагается более четко разграничить понятия аудиторская проверка и сопутствующие аудиту услуги. Сегодня аудиторы, помимо лицензируемой аудиторской деятельности, могут оказывать сопутствующие аудиту услуги. До сих пор в составе этих услуг значились и такие, которые предполагают выдачу аудиторского заключения, что в принципе невозможно без аудиторской проверки. Поэтому к собственно аудиту отнесены проверки факта формирования уставного фонда, происхождения собственных средств учредителей (участников) организации, вносимых в ее уставный фонд, налоговой декларации (расчета), состава и стоимости предприятия, стоимости основных средств, находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении аудируемого лица.

Перечень сопутствующих аудиту услуг пополнился выполнением отдельных аудиторских процедур, не связанных с выдачей заключения, услугами по ведению налогового учета.

В настоящее время ст. 2 Закона предусматривает аудит достоверности только годовой бухгалтерской отчетности. Предполагается, что теперь аудиту может подлежать и промежуточная (месячная, квартальная) отчетность. Разработчики законопроекта учли, что на практике нередко возникает необходимость подтверждения достоверности отчетности за различные промежутки времени.

В НОВОЙ редакции излагается статья 3 «Обязательный аудит», вызвавшая споры и во время обсуждения поправок в постоянной комиссии, и на сессии. В перечень лиц, подлежащих обязательной ежегодной проверке, включены открытые акционерные общества, кредитно-финансовые организации, банковские группы и холдинги, биржи, коммерческие организации с иностранными инвестициями, резиденты Парка высоких технологий, страховые организации и страховые брокеры, а также иные организации и индивидуальные предприниматели, у которых объем выручки за предыдущий отчетный год составляет более 600 тыс. евро.

К обязательному аудиту отнесены проверки по подтверждению факта формирования уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями, происхождения денежных средств учредителей страховой организации, вносимых в ее уставный фонд; достоверности налоговой декларации (расчета); состава и стоимости предприятия как имущественного комплекса до подписания договора его продажи; стоимости основных средств, находящихся в собственности или оперативном управлении аудируемого лица при создании свободного склада; финансового состояния инвестора (инициатора инвестиционного проекта). Отметим, что ранее необходимость аудита в этих случаях предусматривалась различными нормативными актами, однако в Указе Президента от 12.02.2004 № 67 они названы не были, что до сих пор порождает немало проблем.

В настоящее время аудируемые лица в соответствии с Указом № 67 должны в течение 30 календарных дней с даты получения аудиторского заключения устранить выявленные в ходе обязательной проверки нарушения законодательства и внести соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В ст. 14 Закона такие сроки не уточнялись. Теперь 30-дневный срок исправления нарушений станет нормой Закона. Кроме того, Минфин счел целесообразным обязать устранять выявленные нарушения порядка ведения как бухгалтерского, так и налогового учета при любых аудиторских проверках, в т.ч. проводимых по инициативе субъектов хозяйствования.

Сохраняется норма, в соответствии с которой организации, имеющие систему ведомственного контроля финансово-хозяйственной деятельности, в случаях, определенных главой государства, освобождаются от обязательного аудита. А для проведения аудита документов, в которых содержатся сведения, составляющие государственные секреты, необходимо получить специальный допуск (ст.6). Такие проверки не могут проводить организации, учредителями (собственниками имущества) которых являются иностранцы или граждане РБ, постоянно проживающие за рубежом.

Статья 6 действующего Закона содержит запрет на занятие аудиторской деятельностью для лиц, имеющих не снятую или не погашенную судимость. Теперь же предлагается сохранить такой запрет только для тех, кто имеет судимость за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности. По мнению авторов законопроекта, наличие судимости за данные преступления (предусмотрены разделом 8 Уголовного кодекса) лишает аудитора доверия заказчиков и противоречит Кодексу аудиторской этики. Правда, заметим, что такого кодекса как нормативного правового акта, обязательного для применения, в нашей стране до сих пор нет.

В ст. 8 Закона уточняется, что аудиторы не вправе подтверждать достоверность отчетности, если они сами ее составили, восстанавливали или вели бухгалтерский и (или) налоговый учет за проверяемый период.

Изменится периодичность обязательного повышения квалификации аудиторов — один раз в два года, а не ежегодно, как предусмотрено теперь. Как объясняют авторы законопроекта, ежегодное обучение аудиторов утратило свою актуальность, «поскольку отечественное законодательство стабилизировалось, а требования к порядку проведения экзаменов на получение квалификационного аттестата ужесточились».

ДЕПУТАТЫ в ходе обсуждения поправок в первом чтении поинтересовались, может ли «качественный аудит стать основанием для отмены многочисленных проверок контролирующих органов». Отвечая на эти вопросы, Николай Корбут подчеркнул, что речь в данном случае идет о разных вещах, и результаты обязательного аудита — не основание для того, чтобы избежать визита других контролеров. Как считает министр, аудиторская проверка — это прежде всего «помощник самому руководителю, всем службам предприятия, это один из элементов финансового контроля». Аудит, даже обязательный, не может заменить государственный контроль.

Сейчас Комиссия по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации готовит законопроект к рассмотрению во втором чтении на весенней сессии, которая откроется в начале апреля.

Анна РАДЮК