$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Фондовый рынок

ЗАКОН В ПОМОЩЬ РЫНКУ©

25.02.2014

Новый закон «О рынке ценных бумаг» может стать важным шагом на пути к ускорению развития фондового рынка в Беларуси — если скорректировать некоторые его нормы.

Светлана ОСМОЛОВЕЦ, доцент кафедры денежного обращения, кредита и фондового рынка БГЭУ

Нормативные основы рынка ценных бумаг в нашей стране созданы более 20 лет назад. Поскольку опыта его функционирования в РБ не было, в основу законов от 12.03.1992 № 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах» и от 9.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» был положен немецкий и американский опыт. Сегодня Закон № 1512-XII устарел и не соответствует современным требованиям рынка и регуляторов.

В проекте нового закона значительная часть терминологии уточнена и перенесена из действующих законодательных актов. В частности, это касается депозитарной деятельности, выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг. Отдельные определения введены впервые, например, недостоверные сведения (информация), саморегулируемая организация профучастников рынка ценных бумаг, профессиональная и биржевая деятельность на рынке ценных бумаг. Понятие «биржевой» рынок заменено на «организованный», означающий совокупность отношений, связанных с совершением сделок с ценными бумагами в торговой системе организатора торговли ценными бумагами, в т.ч. фондовой биржи. Таким образом, организатором торгов может быть не только биржа, но и иной профучастник рынка.

В мире сегодня, кроме фондовых бирж, применяются разные способы организации торговли, в частности, электронные торговые системы. В ряде стран, в т.ч. в США и России, они подлежат регистрации в качестве профучастника рынка ценных бумаг. Например, с 1998 г. Комиссия по ценным бумагам США (SEC) требует регистрировать такие системы в качестве бирж либо как брокера-дилера. В РФ разделяются виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг — по организации торговли и деятельность фондовой биржи.

В проекте закона уточнено, что эмиссионными являются ценные бумаги, размещаемые выпусками, имеющие равные объем и сроки осуществления прав в рамках одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги этого выпуска. К ним в проекте отнесены только акции и облигации. Однако в перспективе действие закона может быть распространено на иностранные депозитарные расписки, которые являются вторичной ценной бумагой, имеющей все свойства акции, а также на некоторые производные ценные бумаги, например, опцион эмитента.

Однако само понятие «производные ценные бумаги» нуждается в уточнении. В проекте они определены как ценные бумаги, удостоверяющие права и (или) устанавливающие обязанности по покупке или продаже иных ценных бумаг. Получается, что из состава производных исключаются ценные бумаги, базовым активом которых служат товары, валюта, фондовые индексы, процентные ставки, движимое имущество, стандартизированные услуги и т.д. Это противоречит мировой практике: в разных странах по-разному определяется, какие производные финансовые инструменты считаются самостоятельными ценными бумагами, а какие — нет. Такое различие следует установить и у нас.

ВОПРОСЫ регулирования выпуска и обращения ценных бумаг в проекте по сравнению с нынешним порядком почти не изменились. Уточнены определения документарной и бездокументарной форм эмиссионных ценных бумаг (в Законе № 1512-XII отмечено лишь, что ценные бумаги могут выпускаться в виде отпечатанных на бумаге бланков или в форме записей на счетах). Упорядочена процедура эмиссии ценных бумаг (ст. 12), а ее этапы унифицированы для акций и облигаций. Сохранены нынешние нормы о размещении акций по цене не ниже номинальной стоимости. Это, с одной стороны, защищает интересы эмитентов, с другой — ограничивает возможности эмитентов и андеррайтеров устанавливать цены первичного размещения и является препятствием для развития публичных размещений акций на национальном рынке. За рубежом при публичных размещениях допускаетcя свободное формирование цены на акции.

Новым является требование подготовки в случае открытой подписки (продажи) акций и облигаций эмитентом проспекта эмиссии c участием профучастника рынка ценных бумаг, а также введение понятия недобросовестной эмиссии (ст. 20) и критериев ее определения (нарушение порядка, установленного законодательством РБ, и эмиссия на основании документов, содержащих недостоверную информацию). Важное значение имеет ответственность лиц и эмитента, подписавших проспект эмиссии, за исключением аудитора и оценщика, за ущерб, причиненный инвестору вследствие содержащейся в проспекте недостоверной и (или) вводящей в заблуждение информации. Кроме того, эмитентам придется возмещать инвесторам убытки, причиненные недостоверной информацией об эмиссионных ценных бумагах в период срока их обращения (ст. 56). При этом, к сожалению, не устанавливается ответственность эмитентов за несвоевременное или неверное предоставление информации, хотя этот вопрос остается актуальным для Беларуси.

Несколько странно выглядит требование об обеспечении эмиссии акций имуществом АО (ст. 21 проекта), за исключением случаев учреждения общества. Представляется, что это противоречит сущности акции как доли в капитале АО и может стать препятствием для выхода белорусских компаний на публичные рынки с IPO.

В проекте приведена в соответствие с законодательством о лицензировании и уточнена классификация видов профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, включающая 6 составляющих: брокерская (ранее посредническая); дилерская (ранее коммерческая) деятельность; деятельность по доверительному управлению ценными бумагами; клиринговая; депозитарная; деятельность по организации торговли ценными бумагами. Исключена из перечня деятельность специализированного регистратора и инвестиционного фонда. При этом в проекте следовало бы четко указать на возможность совмещения видов деятельности профучастниками рынка ценных бумаг. Только в отношении деятельности фондовой биржи (ст. 38) есть указание на возможность совмещения ее деятельности с деятельностью валютной, товарной бирж, клиринговой, деятельностью по распространению информации, иными видами деятельности, связанными с выполнением ее функций по организации и проведению торгов.

РЕВОЛЮЦИОННЫМ для Беларуси является введение в проекте понятия маржинальных сделок (ст. 31). Так, предусмотрена возможность предоставления брокером взаем денежных средств или ценных бумаг для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг. Кредитование на рынке ценных бумаг под залог активов (денежными средствами под залог высоколиквидных бумаг и ценными бумагами под залог денежных средств) позволит брокерам получать дополнительный доход и расширит возможности их клиентов. Маржинальные сделки также используются при завершении расчетов по этим бумагам при неполном депонировании денежных средств и ценных бумаг — при наличии соответствующей системы клиринга. Сегодня такая система в РБ имеет ряд изъянов: снижение рисков неисполнения сделок в ней перекладывается на самих участников торговли путем обязательного предварительного депонирования денежных средств и ценных бумаг. В РФ маржинальная торговля получила широкое распространение в начале 2000-х годов.

По мере развития белорусского фондового рынка и интегрирования его в мировую финансовую систему уровень развития расчетов по сделкам с ценными бумагами будет определять его возможности по привлечению иностранных инвесторов. В связи с введением понятия маржинальной торговли актуальной будет и возможность создания биржей гарантийных фондов (ст. 38), средства которых широко используются в современных клиринговых системах для минимизации расчетных рисков.

В проекте закона введено понятие саморегулируемых организаций (СРО), которые могут создаваться в форме ассоциации (союза) и объединять профучастников рынка ценных бумаг. Однако значительных полномочий СРО в проекте не получили. Они могут представлять интересы своих членов в государственных, общественных и международных организациях, осуществлять деятельность по распространению информации на рынке ценных бумаг, образовательную деятельность в сфере профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, разрабатывать учебные и методические материалы, выступать с предложениями по совершенствованию законодательства РБ о ценных бумагах, осуществлять внешний контроль над деятельностью своих членов. Также им предоставлено право возмещения понесенного инвесторами ущерба в результате деятельности их членов.

Согласно действующему законодательству профучастники рынка ценных бумаг тоже на добровольных началах могут объединяться в ассоциации (объединения). В 2003 г. было создано ОО «Белорусская ассоциация участников рынка ценных бумаг», полномочия которой (за исключением возможности создания компенсационных фондов) идентичны перечисленным в проекте. Однако основные права по регулированию рынка ценных бумаг, как и прежде, закреплены за Президентом, Совмином, Нацбанком и республиканским органом госуправления. Поэтому смена статуса «ОО» на «СРО» мало что изменит.

РАЗДЕЛ 4 регулирует раскрытие информации на рынке ценных бумаг и защиту прав инвесторов от неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком. Сегодня эти нормы изложены в Указе от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг», но за рубежом принято включать их в единый законодательный акт, посвященный фондовому рынку. Так что унификация правовой базы должна способствовать предотвращению злоупотреблений, повышению транспарентности и защите прав инвесторов. В проекте конкретизировано понятие конфиденциальной информации, которая разделена на инсайдерскую и закрытую. Определен круг лиц, владеющих этой информацией. В зарубежной практике выявлением недобросовестных сделок занимаются в первую очередь фондовые биржи и организаторы торгов, поэтому право, предоставляемое организатору торговли ценными бумагами самостоятельно устанавливать правила, ограничивающие манипулирование ценами, соответствует современным требованиям (ст. 36).

Если ряд спорных моментов и недостатков проекта будут устранены, можно надеяться, что он станет новым этапом в формировании отечественного фондового рынка.


Финансы: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях