$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Закон с продолжением?

11.09.2007

Проект закона «Об информации, информатизации и защите информации» готовится к рассмотрению в первом чтении на осенней сессии Палаты представителей. В ходе его обсуждения в СМИ все чаще звучат опасения, что он даст возможность поставить Интернет под контроль, ввести цензуру.

Такие опасения усилились, когда появились официальные сообщения о планах по созданию рабочей группы, которая займется изучением опыта стран СНГ и Европы по вопросам правового регулирования деятельности интернет-СМИ. Объяснение представителей Министерства информации, что ставится задача создать нормативную базу, направленную на «исключение возможности появления во всемирной паутине сведений экстремистского, неонацистского толка, порнографического содержания, призывов к насилию», не успокоило оппонентов.

Содержит ли законопроект подобные статьи? В Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству ответили однозначно: «прямых положений об ограничении информационных ресурсов интернет-пространства в документе нет».

Казалось бы, оснований для беспокойства быть не должно. Но «ЭГ» уже писала о том, что законопроект насыщен отсылочными нормами (см. № 50 за 10.07.2007 г. «Отсылок больше, чем статей»), немало в нем и неконкретных формулировок, которые допускают двойное толкование. И если депутаты примут подготовленный правительством проект в предложенном варианте, то чиновники тех министерств, которым адресованы многочисленные поручения по разработке подзаконных актов, при желании смогут включить в них нужные им нормы.

Правда, по словам руководителя рабочей группы по доработке законопроекта Татьяны Сафроненко, депутаты поставили перед собой цель избавиться от основной массы отсылочных норм. Каким будет результат — покажет время. Ведь, судя по опыту последних лет, процедура согласования каждой предложенной поправки весьма непроста, без одобрения разработчиков (в данном случае — правительства) изменить редакцию статей практически невозможно.

На недавней встрече журналистов с Татьяной Сафроненко, последняя проинформировала, что уже поступило более 200 предложений и замечаний от организаций, которым этот документ направлялся для ознакомления. Со многими рекомендациями депутаты согласились. «Так, мы решили отказаться от обязательной государственной регистрации общедоступных информационных систем», — говорит Т.Сафроненко. Сейчас члены рабочей группы дискутируют о целесообразности обязательной идентификации пользователей информационных систем. По словам Т.Сафроненко, возникли также сложности с разделением общедоступной и ограниченной информации, поскольку «очень трудно найти критерий, который обеспечил бы, с одной стороны, право на конфиденциальность, а с другой — право людей на информацию».

Журналисты во время встречи поинтересовались, гарантирует ли законопроект доступность информации. В последнее время сотрудники СМИ — причем как государственных, так и частных — сталкиваются с необоснованными отказами в получении тех или иных сведений. При этом чиновники различного ранга ссылаются на внутренние инструкции.

Депутат подчеркнула, что законопроект направлен на защиту прав как потребителей, так и владельцев информации. Уделено также внимание ответственности за непредоставление информации, которая согласно законодательству не относится к государственной тайне. «Если это не секретная информация, а должностное лицо не хочет ее предоставлять, то следует обращаться в суд», — сказала Т.Сафроненко. При общении с гражданами чиновники должны руководствоваться не инструкциями для служебного пользования, а законами государства.

В законопроекте «есть статьи, предусматривающие административную и уголовную ответственность за нарушения в данной сфере».

Итак, работа над законопроектом в полном разгаре. Отмечу, что, судя по опыту РФ, где такой закон уже действует, в его развитие будут разрабатываться новые правовые акты. Например, сейчас в Госдуме обсуждается законопроект об информационной открытости власти.

Анна РАДЮК


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях