$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ЗАКОН ПРИНЦИПОВ ТРЕБУЕТ

17.12.2010

Некоторые нормы Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) появятся в новой редакции Закона «О бухгалтерском учете и отчетности», проект которой был представлен на конференции «Технологии привлечения инвестиций. Ключевые направления повышения стоимости промышленных предприятий», прошедшей в Минске 9–10 декабря.

В рамках Плана мероприятий на 2010 г. по сближению национального законодательства с МСФО в текущем году были внесены изменения в ряд нормативных правовых актов, сообщила заместитель начальника главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина Татьяна Рыбак. Отменена детальная регламентация состава затрат, включаемых в себестоимость, амортизационные фонды. Сняты ограничения по применению методов переоценки основных средств. Приведен в соответствие с мировой практикой порядок списания курсовых разниц. Ряд изменений в ведении налогового учета произведен уже в нынешнем году, а часть вступит в силу с 1 января.

В дальнейшем, пояснила Т. Рыбак, внедрение международных стандартов в республике пойдет двумя путями: за счет расширения круга лиц, обязанных предоставлять отчетность по МСФО, и введения некоторых их требований в нормативные правовые акты по бухучету.

Так, со вступлением в силу новой редакции Закона общественно значимые организации (Нацбанк, банки, биржи, страховые компании, профучастники рынка ценных бумаг и ОАО, ценные акции которых допущены к обращению на фондовом рынке) обяжут составлять годовую индивидуальную и консолидированную финансовую отчетность по нормам МСФО. В соответствие с ними приводятся понятия активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов, а также состав консолидированной и индивидуальной отчетности.

Сближение с МСФО предусматривает несколько иное отношение к бухгалтерскому учету и отчетности. Ее качество должно определяться соответствием ряду принципов (начисления, непрерывности, обособленности, преобладания содержания над формой соответствия доходов и расходов) и качественных характеристик: надежности, нейтральности, осмотрительности, полноты, понятности, правдивости, сопоставимости, существенности и уместности. Вопрос лишь в том, чтобы эти категории, став нормами Закона, не остались просто декларациями, а применялись на практике. Для этого бухгалтерам придется научиться руководствоваться своим профессиональным суждением, определение которого тоже появится в Законе. Пожалуй, тут и кроется главная трудность реформ: слишком непривычно для наших учетных работников принимать решения своим умом, а не только по предписаниям законодательства и разъяснениям чиновников. Поможет ли тут предусмотренное проектом Закона расширение полномочий главных бухгалтеров, требований к ним и обязательная сертификация претендентов на эту должность в общественно значимых организациях — покажет время.

В проекте также определены общие требования к составлению и публикации отчетности, а также ее состав, соответствующий международным стандартам. Субъекты малого предпринимательства будут представлять отчетность в сокращенном виде — только баланс и отчет о прибылях и убытках. Сокращены требования к оформлению первичных учетных документов. Лишь 10 обязательных форм планируется нормативно утверждать. Остальные будут разрабатываться самостоятельно организациями или отраслевыми ведомствами — с учетом комплекта обязательных для всех реквизитов.

Реформы затронут и смежные сферы регулирования. В частности, установление декретом рекомендательного принципа применения единой тарифной сетки для предприятий с долей государства менее 50%, принятие новой редакции Закона «О рынке ценных бумаг», которым будут введены дополнительные требования к сведениям о финансово-хозяйственной деятельности эмитентов ценных бумаг.

Переход на МСФО повысит достоверность информации о белорусских предприятиях, считает Т.Рыбак, а также доверие иностранных инвесторов к их финансовой отчетности. Однако сделает ли это привлекательными сами компании? Ведь их реальное финансовое положение далеко не всегда совпадает с картиной, создаваемой отечественной бухгалтерской отчетностью.

По мнению начальника управления по подготовке и аудиту отчетности по МСФО Института предпринимательства (РФ, Санкт-Петербург) Сергея Модерова, отчетность, составленная по МСФО, делает бизнес понятнее для пользователей – прежде всего для инвесторов и менеджеров. С одной, МСФО дает возможность взглянуть на ситуацию более глубоко, обновить управленческий учет, расширяет возможности по привлечению инвестиций и расширению бизнеса. Бухгалтер, знающий МСФО, выше ценится на рынке труда. Ведь глобализация бухучета становится все шире. Большинство стран мира, в т.ч. на постсоветском пространстве внедряют у себя МСФО, а «конкурирующие» стандарты — европейские IAS/IFRS и американские US GAAP тоже сближаются, что позволяет говорить о МСФО, как о стандартах будущего — считает С. Модеров.

Но, с другой стороны, внедрение МСФО не решает экономические проблемы предприятий, предупредил российский гость. Во-первых, МСФО «настроены» на интересы пользователей. А потому у бухгалтеров работы прибавится – стандарты предусматривают ряд процедур, с которых до сих пор белорусское законодательство не предусматривало.

Во-вторых, финансовые показатели в отчетности, составленной по МСФО, иногда существенно отличаются от белорусской — как в лучшую, так и в худшую сторону. Например, собственный капитал и стоимость активов могут вырасти, если справедливая (рыночная) стоимость последних выше, чем определенная по национальным стандартам. Но тогда вырастет амортизация, что уменьшит текущую прибыль. А если рыночная стоимость активов падает, то МСФО обязывает признавать убытки от их обесценивания, а также формировать резервы под обесценение ценных бумаг, запасов и т.д. Соответственно, их балансовая стоимость снижается до ожидаемой, что ухудшает структуру баланса. Расходы по займам в МСФО учитываются исходя из эффективной процентной ставки, а долгосрочные обязательства в МСФО подлежат дисконтированию.

Кардинально поменять отчетность может наличие объектов, учтенных на нерыночных условиях, например, беспроцентных займов, государственных субсидий, по которым в МСФО действуют особые правила признания и учета. Объекты социальной сферы и прочее имущество, не приносящее экономических выгод (в т.ч. закрепленные за предприятиями колхозы, детские сады и т.д.), в отчетности по МСФО могут не признаваться активами, а их стоимость тогда списывается в расходы. Много внимания в МСФО уделено раскрытию информации о рисках и будущих событиях, в т.ч. о потенциальных убытках и условных обязательствах. Это очень важно для инвесторов, изучающих возможность приобретения бизнеса.

Все эти требования и правила позволяют реально оценить нынешнее состояние предприятий, будущие денежные потоки, одновременно добавляя работы бухгалтерам и влияя на финансовые результаты. МСФО дает нелицеприятную картину дел отдельных предприятий, отраслей и экономики страны в целом, демонстрируя их преимущества, обнажая недостатки, просчеты и злоупотребления, как правило, лучше, чем национальные стандарты. Это стало причиной востребованности МСФО в мире и, одновременно – нареканий со стороны тех, для кого вырастает объем работы и груз ответственности. А потому, прощание с национальными стандартами бухучета будет длительным. Конференция показала, что перемены в бухучете, хотя об их необходимости говорят уже давно, стали неожиданностью для многих отечественных бухгалтеров. И, несмотря на привычку к изменениям законодательства, осваивать новшества им будет непросто.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях