Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
25.01.2002 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Закон о нормативных правовых актах: есть новшества

Закон "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" от 2000-01-10г. определяет понятие и виды нормативных правовых актов (НПА) Республики Беларусь, устанавливает общий порядок их подготовки, оформления, принятия (издания), опубликования, действия, толкования (разъяснения) и систематизации. В данный документ внесены изменения (Закон N 81-3 от 4.01.2002г.), которые вступают в силу через 10 дней после официального опубликования, то есть с 28 января 2002 года. Почти двухлетняя практика выявила определенные недостатки в регламентации нормотворческой деятельности, что и повлекло необходимость корректировки Закона.
Закон "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" от 2000-01-10г. определяет понятие и виды нормативных правовых актов (НПА) Республики Беларусь, устанавливает общий порядок их подготовки, оформления, принятия (издания), опубликования, действия, толкования (разъяснения) и систематизации. В данный документ внесены изменения (Закон N 81-3 от 4.01.2002г.), которые вступают в силу через 10 дней после официального опубликования, то есть с 28 января 2002 года. Почти двухлетняя практика выявила определенные недостатки в регламентации нормотворческой деятельности, что и повлекло необходимость корректировки Закона.

Статья 1 "Основные термины и понятия, применяемые в нормотворческой деятельности" дополнена определением: "право -- система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений". Таким образом, в белорусском законодательстве впервые закрепляется определение права. В юридической науке существует множество определений термина "право" как системы юридических норм; этот термин в большей степени носит научный характер, поэтому целесообразность законодательного закрепления такого определения покажет лишь последующая правоприменительная практика. Вместе с тем необходимо помнить, что в соответствии с данной статьей такое определение права может использоваться лишь в нормотворческой деятельности.

Кроме того, статья 1 Закона дополнена также определением технических нормативных правовых актов. Это -- государственные и межгосударственные стандарты, государственные строительные нормы и правила, государственные классификаторы технико-экономической информации, формы государственной статистической отчетности и указания по их заполнению, отраслевые стандарты, утвержденные (введенные в действие) в установленном законодательством Республики Беларусь порядке. Таким образом, под определение технических НПА подпадают, например, формы государственной статистической отчетности и указания по их заполнению, утверждаемые Министерством статистики и анализа, многие другие стандарты, ГОСТы, нормы технической направленности.

Однако технические нормативно-правовые акты выведены за рамки сферы действия Закона, о чем внесено соответствующее дополнение в ст. 4. Это означает, что порядок подготовки, оформления, принятия и т. д. технических НПА устанавливается специальным законодательством. Дело в том, что различные технические стандарты и нормы представляют собой довольно специфичный институт, тесно связанный с международной системой стандартизации и развивающийся в соответствии со своими правилами. Поэтому законодатель справедливо определил для технических НПА особый статус принятия, толкования, опубликования, отличный от аналогичного статуса других НПА.

Изменяется и порядок включения технических НПА в Национальный реестр правовых актов. Так, в соответствии с новой редакцией ст. 60 Закона при направлении технических НПА в Национальный центр правовой информации для включения их в Национальный реестр правовых актов не требуется приложения к таким актам обязательного во многих других случаях заключения Министерства юстиции, принятого по результатам юридической экспертизы. Предполагается, что такое нововведение оптимизирует процедуру включения технических НПА в Национальный реестр.

В статье 18 Закона появилась новая часть, которая устанавливает, что "нормативные правовые акты Национального банка (постановления Правления Национального банка и постановления Совета директоров Национального банка) могут приниматься только в случаях и пределах, предусмотренных Конституцией, Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь".

Правление и Совет директоров Национального банка и ранее пользовались правом принятия такого вида НПА, как постановления (в частности, в соответствии с Указом Президента от 2001-06-13г. N 320 "Об утверждении Устава Национального банка Республики Беларусь"). Общее право Национального банка принимать НПА зафиксировано также в ст.38 Банковского кодекса, однако закрепление на уровне закона права Национального банка на издание конкретных видов НПА произошло только сейчас.

Важные изменения претерпели положения Закона, касающиеся проведения экспертизы проектов НПА, а также экспертизы вновь принятых НПА.

Так, в соответствии с новой редакцией ст.ст.18 и 19 Закона принятые НПА министерств, иных республиканских органов государственного управления, Национального банка, а также областных, Минского городского Советов депутатов и областных, Минского городского исполнительных комитетов подлежат обязательной юридической экспертизе, проводимой Министерством юстиции. Следует отметить, что на Министерство юстиции и ранее возлагалась обязанность проведения правовой экспертизы указанных НПА (в частности, в соответствии с Положением о Министерстве юстиции, утвержденным постановлением Совета Министров от 2001-10-31г. N 1605).

Обязанность же проведения юридической экспертизы проектов НПА министерств, иных республиканских органов государственного управления, Национального банка, решений местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов теперь законодательно возлагается на собственные юридические службы указанных органов (новая редакция ст.49 Закона). Примечательно, что до внесения рассматриваемых изменений и дополнений такая обязанность закреплялась за Министерством юстиции (прежняя редакция ст.49 Закона).

В новой редакции изложена ст.25 "Правила подготовки проектов нормативных правовых актов". В соответствии с ней особенности порядка подготовки проектов различных видов НПА, технико-юридические требования к их оформлению, а также иные вопросы, не урегулированные Законом, определяются правилами подготовки проектов НПА, разрабатываемыми Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте совместно с Министерством юстиции и утверждаемыми Президентом или уполномоченным им государственным органом.

Согласно ч.2 ст.25 Закона правила подготовки проектов НПА не могут ограничивать права субъектов нормотворческой деятельности и нормотворческих органов. Фактически это означает, что вышеуказанные правила, утверждаемые Президентом, не могут, например, каким-либо образом ограничивать конституционные права парламента в сфере нормотворчества.

Существенные изменения претерпела ст.48 Закона, устанавливающая порядок согласования проекта НПА. В соответствии с новой редакцией данной статьи при согласовании проекта НПА выражение в письменной форме согласия либо несогласия государственного органа (организации) с соответствующим проектом производится в 30-дневный срок со дня получения его в установленном порядке, а визирование -- в 5-дневный срок, если иной порядок не предусмотрен Президентом.

Установление на законодательном уровне жестких сроков согласования и визирования проектов нормативно-правовых актов позволит избежать больших временных задержек при принятии того или иного НПА и еще более оптимизировать процесс нормотворчества.

Заслуживает внимания и то, на первый взгляд, несущественное, изменение, которое претерпела ч. 4 ст. 65 Закона ("Вступление в силу нормативных правовых актов"). Ее старая редакция имела следующий вид: "Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, нормативные правовые акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь".

Теперь же из текста ч.4 ст.65 исключены слова "как правило". Это означает, что в соответствии с новым порядком официальное опубликование НПА, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, всегда происходит после включения их в Национальный реестр правовых актов (при этом официальное опубликование остается необходимым условием вступления в силу таких актов). Следует напомнить, что под включением НПА в Национальный реестр правовых актов Закон понимает внесение в реестр таких его реквизитов, как вид акта, дата принятия (издания), номер, название и т.д. (но не самого текста НПА).

В Закон также включены некоторые нормы, касающиеся структурных элементов нормативно-правовых актов, техники внесения изменений и дополнений в них, регламентации порядка применения ссылок в НПА.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by