Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
19.12.2006 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Закон о «Хозяйственных обществах»:

что нового получила практика? (продолжение)

Процедура созыва и проведения общего собрания участников в новом Законе включает в себя несколько этапов:

1. Принятие решения уполномоченным органом1 о проведении собрания. Решение принимается в случае, если его принятие предусмотрено положениями учредительных документов (для очередного собрания), либо при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 48 Закона (для внеочередного собрания).

В случае, если уполномоченным органом хозяйственного общества в течение срока, установленного учредительными документами, не принято решение о созыве и проведении внеочередного общего собрания участников хозяйственного общества либо принято решение об отказе в его созыве и проведении, то внеочередное общее собрание участников хозяйственного общества может быть созвано органами или участниками хозяйственного общества, требующими его проведения. При этом органы и участники, созывающие внеочередное общее собрание участников хозяйственного общества, обладают полномочиями уполномоченного органа хозяйственного общества.

2. Извещение лиц, имеющих право на участие в общем собрании участников (ст. 39 Закона). С учетом ст.81 и ч. 3 ст.102 Закона можно сделать вывод о том, что извещаются не все лица, имеющие право на участие в общем собрании участников в соответствии со ст.37, а лишь участники общества.

Лица, имеющие право на участие в общем собрании, извещаются о принятом решении о проведении общего собрания участников хозяйственного общества уполномоченным органом хозяйственного общества не менее чем за тридцать дней до даты его проведения, если учредительными документами не предусмотрен меньший срок или иной срок не установлен в Законе.

Нужно иметь в виду, что для внесения изменений в учредительные документы установлен месячный срок со дня изменений соответствующих фактических обстоятельств (п. 9 Положения о регистрации). Учитывая то, что для внесения изменений в учредительные документы необходимо решение общего собрания участников, целесообразно установить в учредительных документах меньший срок для извещения.

3. Формирование повестки дня (статьи 40-41 Закона). Важность данной процедуры еще более возрастает с введением положения о том, что общее собрание участников хозяйственного общества не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня этого собрания, а также изменять его повестку дня, за исключением единогласного принятия решения общим собранием, в работе которого принимают участие все лица, имеющие право на участие в этом общем собрании, если иное не предусмотрено учредительными документами (ч. 1 ст. 44 Закона).

Повестка дня общего собрания участников хозяйственного общества формируется уполномоченным органом хозяйственного общества по своему усмотрению, а также на основании предложений лиц, имеющих право на внесение предложений в повестку дня. Повестка дня должна содержать исчерпывающий перечень конкретно сформулированных вопросов, выносимых на обсуждение.

4. Определение кворума. В новом Законе принципиально изменился критерий определения правомочности общего собрания участников. Если ранее для наличия кворума необходимо было присутствие участников, обладающих в совокупности не менее чем 50 процентами голосов (ч. 1 ст.19 Закона «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью»), то новый Закон устанавливает, что общее собрание участников хозяйственного общества признается правомочным (имеет кворум), если его участники обладают в совокупности более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов, принадлежащих участникам хозяйственного общества, если учредительными документами хозяйственного общества не предусмотрено для кворума большее число голосов (ч. 2 ст. 43 Закона).

В то же время в Законе урегулирована ситуация, когда кворума достичь не удалось. Так, в случае отсутствия установленного кворума годовое общее собрание участников хозяйственного общества должно быть проведено, а внеочередное общее собрание участников хозяйственного общества может быть проведено повторно с той же повесткой дня. Причем повторное общее собрание участников хозяйственного общества имеет кворум, если его участники обладают в совокупности более чем тридцатью процентами голосов от общего количества голосов, если учредительными документами хозяйственного общества не предусмотрено для кворума большее число голосов.

Опять приходится констатировать недоработку законодателя — в данной статье противопоставляется годовое общее собрание участников и внеочередное. Касательно очередного общего собрания участников, которое не является годовым, Закон не содержит соответствующих положений.

Определение кворума осуществляется при регистрации (проверке полномочий) лиц, имеющих право на участие в общем собрании участников при проведении собрания в очной форме. При проведении заочного голосования учитывается количество голосов, представленных бюллетенями, которые получены в установленном порядке. Смешанная форма проведения собрания подразумевает учет как зарегистрировавшихся для участия лиц, так и голосов, содержащихся в полученных в установленном порядке бюллетенях. Закон, устанавливая, что бюллетень для заочного голосования, заполненный с нарушением требований статьи 46, считается недействительным, не дает ответа на принципиальный вопрос: учитываются ли голоса по такому бюллетеню, если он получен в установленном порядке при определении кворума.

5. Проведение собрания и принятие решений на общем собрании участников (статьи 44-45 Закона). Общее собрание участников хозяйственного общества, проводимое в очной либо смешанной форме, ведет его председатель, избираемый на срок и в порядке, определенными учредительными документами и (или) этим собранием. Председательствовать на общем собрании участников хозяйственного общества может лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа, либо председатель коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества или совета директоров (наблюдательного совета), если иное не предусмотрено учредительными документами и Законом. Если это предусмотрено учредительными документами, ведение протокола общего собрания участников хозяйственного общества осуществляет секретарь этого собрания, избираемый либо назначаемый в порядке, определенном учредительными документами. В иных случаях ведение протокола общего собрания участников хозяйственного общества обеспечивает председатель этого общего собрания.

Решения общего собрания участников хозяйственного общества принимаются простым большинством голосов лиц, принявших участие в этом собрании, за исключением случаев, предусмотренных Законом и учредительными документами хозяйственного общества, когда для принятия решений по отдельным вопросам требуется квалифицированное большинство (не менее двух третей) от числа голосов указанных лиц или от общего количества голосов участников хозяйственного общества либо когда решение указанными лицами или всеми участниками хозяйственного общества принимается единогласно.

Как видно, эта норма дает широкие возможности для участников при формулировании положений учредительных документов, касающихся принятия решений общим собранием участников.

Решения общего собрания участников хозяйственного общества по вопросам избрания членов совета директоров (наблюдательного совета) могут приниматься путем проведения кумулятивного голосования. Избранными в состав совета директоров (наблюдательного совета) считаются кандидаты, получившие наибольшее суммарное число голосов.

Понятие данного вида голосования дано в ч. 3 ст. 39 Закона: под кумулятивным голосованием понимается способ голосования, при котором число голосов, принадлежащих каждому участнику хозяйственного общества или иному лицу, имеющему право на участие в общем собрании, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров (наблюдательный совет). При этом участник хозяйственного общества или иное лицо, имеющее право на участие в общем собрании, вправе отдать полученное таким образом число голосов полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами.

По общему правилу участник общества обладает числом голосов, пропорциональным размеру (количеству) принадлежащей ему доли в уставном фонде (акций) этого общества, а иное лицо, имеющее право на участие в общем собрании, обладает числом голосов, пропорциональным размеру (количеству) доли в уставном фонде (акций), право на которую (которые) он приобрел. Иной порядок определения числа голосов участников общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью может быть установлен их учредительными документами.

6. Юридическое оформление и закрепление результатов общего собрания участников (ст.47 Закона). По результатам проведения общего собрания участников хозяйственного общества не позднее пяти дней после его закрытия составляется протокол общего собрания участников хозяйственного общества в двух экземплярах.

Протокол подписывается председателем общего собрания участников хозяйственного общества и секретарем (при его наличии) или участниками хозяйственного общества, принявшими участие в этом собрании, если это предусмотрено учредительными документами.

Представляется, что более правильным было бы установить, что в случае проведения общего собрания участников в заочной форме, протокол должен подписываться представителем органа, уполномоченного на проведение общего собрания участников общества.

Решения, принятые общим собранием участников хозяйственного общества, оглашаются на этом собрании либо доводятся до сведения его участников не позднее десяти дней после даты подписания протокола этого собрания в порядке, установленном учредительными документами (ч. 6 ст. 45 Закона).

Валентин ГАЛИЧ, юрист ООО «Апицес Юрис»

(Продолжение следует)

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений