$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Закон для вузов и студентов

26.06.2007

Когда проект закона «О высшем образовании» поступил в Палату представителей, единого мнения о перспективах развития отечественного образования, в т.ч. высшего, не существовало. Одни специалисты считали, что оно не отвечает современным требованиям и поэтому нуждается в коренном реформировании, желательно по образцу образовательных систем Германии или США. Другие, наоборот, оценивали его как самое лучшее в мире и отрицали любые нововведения. И вот наконец многолетняя работа над законопроектом близится к финишу: 22 июня он одобрен Советом Республики.

«ЭГ» попросила председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимира ЗДАНОВИЧА рассказать об основных положениях документа.

После долгих споров и изучения зарубежного опыта депутаты, работающие в нашей комиссии, пришли к выводу, что белорусская образовательная система накопила серьезный потенциал, она достаточно устойчива и не требует радикальных изменений. Главная задача, которую мы ставили перед собой, создавая закон, — не ухудшить, а по возможности улучшить существовавшее положение в высшей школе. Поэтому депутаты постарались сохранить такие приобретения белорусского высшего образования, как государственная поддержка, доступность, бесплатность, справедливость при приеме в вузы, высокое качество обучения, стабильность функционирования и, одновременно используя выверенный опыт других стран, провели модернизацию структуры высшего образования.

Остановлюсь лишь на основных моментах законопроекта.

Кто может стать студентом белорусского вуза? Право на получение высшего образования будут иметь не только граждане Беларуси, но и иностранные граждане и лица без гражданства, но на конкурсной основе. Гарантируется свобода выбора вуза, специальности, формы обучения (дневной, вечерней или заочной, в т.ч. дистанционной) и одного из государственных языков обучения. Причем реализация прав граждан на выбор госязыка, используемого в образовательном процессе, обеспечивается путем создания в вузах белорусско-язычных и русско-язычных групп (потоков).

Прием в вузы будет осуществляться в соответствии с Правилами приема в вузы, утверждаемыми главой государства. В этом документе прописаны все моменты вступительной кампании: от сроков проведения экзаменов до перечня льготников. Законом будет установлено, что все вузы до 1 октября утверждают порядок приема и в двухнедельный срок доводят его до абитуриентов. То есть ректорат вуза не сможет изменить «правила игры» за месяц или два до начала вступительной кампании.

Сколько будем учиться? Принципиально новым для белорусской высшей школы станет официальное установление двух ступеней высшего образования: первая ступень — подготовка дипломированных специалистов (срок обучения в дневной форме 4-5 лет), вторая — магистратура (срок обучения до двух лет). Замечу, что до 2005 г. у нас не было единого подхода ни к количеству ступеней высшего образования, ни к их содержанию. Предлагались три варианта: бакалавриат — магистратура; бакалавриат — подготовка дипломированных специалистов — магистратура; подготовка дипломированных специалистов — магистратура. Причем, к примеру, под бакалавром в Белгосуниверситете понимали человека, овладевшего только теоретическими знаниями, но не обладающего практической подготовкой (т. е. неспособного приступить к трудовой деятельности). В БГПУ им. М. Танка, наоборот, диплом бакалавра выдавался отлично успевающим студентам, прошедшим дополнительный курс обучения. Термин «магистратура» также трактовался достаточно вольно: и как «преддверие» аспирантуры, и как повышенная теоретическая и практическая подготовка специалистов.

В соответствии с законопроектом планируется, что для работы на предприятии, в организации человек получит диплом специалиста, предоставляющий право на трудоустройство с учетом квалификации или на продолжение обучения в магистратуре. Сохраняется массовая подготовка специалистов при общей дифференциации сроков обучения по разным специальностям в 4-5 лет. К примеру, учитель физики может быть подготовлен за 4 года, а учитель физики-математики (т. е. освоивший две специальности) — за 5 лет. По сложным специальностям, таким как медицинские, учиться будут по-прежнему 6 лет. А если кто-то собирается «уйти в науку» или заняться научно-педагогической деятельностью, то должен получить диплом магистра.

Прием в магистратуру, так же как и на первую ступень высшего образования, будет проводиться на конкурсной основе по результатам вступительных экзаменов.

Человек может закончить несколько вузов, но для лиц, получающих второе и последующее высшее образование, срок обучения составляет не менее трех лет (для специальностей военного профиля, для органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям — не менее двух).

Вузы разные нужны… В законопроекте дан следующий закрытый перечень типов высших учебных заведений: классический университет, профильный университет (академия, консерватория), институт, высший колледж. Мы сохранили высшие колледжи (хотя их в нашей республике только три). Высшие колледжи будут вести подготовку специалистов только на первой ступени по специальностям, интегрированным со специальностями среднего специального образования. Наряду с подготовкой специалистов с высшим образованием высшие учебные заведения вправе готовить абитуриентов к поступлению в вуз, а специалистов с высшим и средним специальным образованием — по дополнительной специальности, заниматься повышением квалификации специалистов с высшим образованием, готовить кандидатов и докторов наук, организовывать отдельные сертифицированные курсы, обучение на третьей ступени общего среднего образования (например, лицей при БГУ)…

Такой подход позволяет обеспечить преемственность между школой, лицеем, колледжем и вузом.

Отдельные статьи закона посвящены работе вузовских кафедр, факультетов, филиалов и представительств. Филиалы и представительства вузов иностранных государств на территории Беларуси поставлены в одинаковое правовое русло с белорусскими вузами, причем представительствам запрещено осуществлять образовательную и научную деятельность, а тем более проводить выдачу документов об образовании.

У студента будут не только обязанности. Законодательно закрепляются льготное кредитование для оплаты первого высшего образования; обеспечение местами в общежитиях и временной пропиской; государственная дотация при найме жилья обучающимся за счет средств бюджета; медицинское обслуживание и оздоровление; отсрочка от призыва на военную службу и военные сборы независимо от формы учебы (очной или заочной); право на сокращение размера или освобождение от платы за обучение; материальное и моральное стимулирование успехов в учебе, общественной и научно-исследовательской работе. Кроме того, вводится совершенно новая причина для предоставления академического отпуска — финансовая.

Естественно, закон предъявляет к студентам и определенные требования: соблюдение устава, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитии. Прописаны и меры дисциплинарного воздействия к студентам-нарушителям, вплоть до отчисления. Хотя они не могут применяться в период каникул, академического отпуска, освобождения от занятий по уважительным причинам.

Диплом: синий или красный? Учитывая, что вводится две ступени высшего образования, соответственно, будет и два документа о высшем образовании: диплом специалиста и диплом магистра. Вместе с дипломом выдается приложение с отметками и нагрудный знак. Если по итогам обучения, включая итоговую аттестацию, обучавшийся получил не менее 75% «десяток» и «девяток», а остальные отметки были не ниже 7 баллов, то ему выдадут диплом с отличием. Но прежде чем их получить, надо на первой ступени сдать госэкзамены и защитить дипломную работу (или только сдать госэкзамены), а на второй ступени — защитить магистерскую диссертацию. Признание и установление эквивалентности документов о высшем образовании Республики Беларусь и других государств будет осуществляться в соответствии с международными договорами.

Кого ожидает распределение? Законодательно закрепляется распределение лиц, получивших высшее образование за счет бюджета, и возврат государству денежных средств, затраченных на обучение, в случае неявки к месту распределения без уважительной причины или неотработки установленного срока. Допустимость такой практики была в свое время признана Европейской комиссией по правам человека и Европейским судом по правам человека. Конституционный Суд нашей страны также признал целесообразным обязательное персональное распределение для выпускников госвузов, обучавшихся за бюджетные средства.

Конечно, идеальным был бы вариант, при котором каждый выпускник имеет право на получение первого рабочего места, а в случае, если это место его не устраивает, — на свободное трудоустройство. Но анализ ситуации на рынке труда показывает, что страна к такому варианту пока не готова. Есть регионы, в которых ощущается дефицит врачей, учителей, агрономов и т. д. Там тоже живут люди, которые, как, например, и минчане, платят налоги. Вот почему государство выделяет из республиканского и местных бюджетов средства на подготовку таких специалистов (около 30 000 студенческих мест ежегодно) и требует их прибытия к месту распределения.

Однако не следует думать, что государство одинаково жестко относится к выпускникам-бюджетникам, не явившимся к месту распределения или не отработавшим установленный двухгодичный срок. Согласно закону правительство устанавливает основания для освобождения от возврата денежных средств. И таких оснований больше десятка: от семейных обстоятельств до перехода на выборную должность.

Государство проконтролирует. Хотя качество предоставляемого высшего образования обеспечивается самим высшим учебным заведением, это вовсе не означает, что деятельность вузов будет бесконтрольной. Обязательными будут аттестация и аккредитация с выдачей сертификатов — по каждой специальности и на соответствие заявленному типу вуза.

Раньше аккредитация проводилась один раз в 5 лет, сейчас — через два года после начала обучения студентов. Правительством будут определены государственные органы, уполномоченные осуществлять госконтроль качества высшего образования, а Министерство образования разработает его порядок.

Среди нововведений закона — норма о назначении и освобождении от должности ректоров частных вузов министром образования по представлению учредителя. Напомню, что, несмотря на форму собственности, в этих вузах в подавляющем большинстве учатся наши белорусские граждане, которые должны быть защищены законодательно. Все мы были свидетелями откровенно криминальных инцидентов, когда во главе негосударственных вузов оказывались нечестные люди, которые, взяв деньги за обучение вперед, исчезали за границей. Закон ставит барьер для повторения таких случаев.

Предусмотрено государственное регулирование количества абитуриентов, зачисляемых в вузы обеих форм собственности на определенные специальности. Ведь в последние годы многие учебные заведения готовят кадры без учета ситуации на рынке труда, то есть их выпускники становятся безработными.

Госвузам будут выделяться средства из республиканского бюджета, а частные должны финансироваться за счет средств учредителя. Вместе с тем все вузы независимо от их формы собственности имеют право получать доходы от платных образовательных услуг, производственной, научной и предпринимательской деятельности, принимать пожертвования физических и юридических лиц, а также использовать любые, не запрещенные законодательством, способы получения доходов. Госвузы после вступления в силу закона обязаны будут использовать средства, полученные из дополнительных источников, строго по целевому назначению.

Анна РАДЮК


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях