$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

ЗАКИНУТЬ УДОЧКИ СОГЛАСНО ПРЕЙСКУРАНТУ

17.08.2010
 

В республике набирает обороты аренда водных угодий. В настоящий момент более 260 озер, водохранилищ и прудов, 10 участков рек и 8 каналов переданы во временное пользование с возможностью организации там платного любительского лова рыбы. Для субъектов хозяйствования это означает формирование нового сегмента рынка, для граждан-рыболовов — изменение привычных условий отдыха.

 

О потенциальном масштабе этого бизнеса можно судить по республиканской комплексной схеме размещения рыболовных угодий, утв. постановлением Совмина от 20.02.2007 № 220. Согласно документу платное любительское рыболовство (отдельно или совместно с промысловым ловом) может быть организовано на 979 водоемах, 619 км рек и каналов. Только промысловое рыболовство — на 11 водоемах и 5,48 тыс. км водотоков.

 

Уже сегодня на водной глади зарабатывают несколько десятков организаций различной формы собственности. Согласно данным Департамента по мелиорации и водным ресурсам Минсельхозпрода, по состоянию на июль т.г. в аренде находились 484 водных объекта: примерно 70% — у госструктур: организаций республиканской и коммунальной собственности, ОАО с долей государства, природоохранных и других учреждений. Удельный вес частных арендаторов, соответственно, составил порядка 30%.

 

Разнообразна структура участников водного бизнеса по их основным видам деятельности: рыбхозы, лесхозы, районные потребительские общества, агросервисы, строительные, автотранспортные, сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и т.д. В числе арендаторов замечены РУПП «Витязь», ОАО «Криница», Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, Гомельский инженерный институт МЧС РБ. Есть и весьма экзотические, к примеру, Брестская областная психиатрическая больница «Могилевцы», которой для организации платного и промыслового лова в Пружанском районе Брестской области переданы два пруда общей площадью 49 га.

 

Все более популярной становится аренда участков рек. Здесь в явных фаворитах Припять: из 500 км, на которых она протекает по территории нашей республики, за различными организациями закреплены 362 км, в т.ч. 224 км — для проведения платной рыбалки. Не секрет, что появление там всякого нового арендатора болезненно воспринимается местными жителями и рыболовами-любителями, облюбовавшими живописные места Полесья. Нередко дело доходит до откровенных конфликтов. И если с арендой речки национальным парком «Припятский» за последние годы население худо-бедно смирилось, то «новичкам» (ООО «Торока» и ОАО «Туровщина»), взявшим «шефство» над Припятью в Петриковском и Житковичском районах, еще, наверное, придется решать эту проблему.

 

Собственники ОАО «Туровщина» аренду объясняют необходимостью становления туризма в этом регионе. Проект вошел в госпрограмму социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010–2015 гг., утв. Указом от 29.03.2010 № 161. В планах — целый комплекс мероприятий: оборудование мест для рыбной ловли, создание экологических троп, туристических маршрутов и даже строительство плавучей гостиницы. Возможно, появление новых арендаторов, создав конкурентную среду, собьет ценники и сделает услуги более доступными для населения. Согласно прейскуранту ОАО «Туровщина» разовая любительская рыбалка обойдется жителям Житковичского района в 5 тыс. Br, а иногородним — 20 тыс. Br, интенсивными способами — 5 и 30 тыс. Br соответственно. Это дешевле, чем в нацпарке «Припятский», где рыбалка стоит до 100 тыс. Br.

 

Хотя снижение цен вряд ли успокоит непримиримых противников нового порядка, которые воспринимают его не иначе как ущемление их прав и свобод. Сегодня многие граждане придерживаются аргумента: деньги за любительское рыболовство можно брать только в специально оборудованных для этого местах.

 

Как бы то ни было, руководствуясь логикой бизнеса, арендаторы стремятся отбить вложенные в новые активы средства, причем с прибылью. Ведь, если создан новый сегмент рынка, значит, надо переходить на товарно-денежные отношения.

 

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

 

 

С точки зрения закона

 

Процедуры передачи в аренду водных угодий регламентированы Указом от 8.12.2005 № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими».

 

В соответствии с правилами ведения рыболовного хозяйства и рыбоводства, утв. данным Указом, рыболовные угодья или их участки, за исключением расположенных в границах населенных пунктов, предоставляются юридическим лицам (в т.ч. иностранным) в аренду на основании решений местных Советов депутатов по результатам проведенного конкурса или аукциона. Решение о предоставлении в аренду рыболовных угодий, расположенных на территории двух и более районов области, принимается соответствующим областным Советом депутатов, на территории двух и более областей — совместным решением соответствующих областных Советов. При этом Указ № 580 требует учитывать мнение граждан, проживающих на соответствующей территории.

 

Для получения в аренду рыболовных угодий юрлицо представляет в местный исполнительный и распорядительный орган:

 

– соответствующее заявление;

 

– копию учредительных документов юрлица;

 

– справку банка или небанковской кредитно-финансовой организации о наличии на счете юрлица денежных средств, необходимых для выполнения условий договора аренды рыболовных угодий в соответствии с биолого-экономическим обоснованием, иные документы, подтверждающие платежеспособность заявителя. Платежеспособным признается юрлицо, имеющее денежные средства в размере не менее 1 000 EUR на 100 га угодий;

 

– проект договора аренды рыболовных угодий;

 

– документы, подтверждающие согласие пользователей водных объектов на предоставление их в аренду. В некоторых случаях понадобится также согласие государственных природоохранных учреждений и МЧС;

 

– копию карты-схемы (части карты-схемы) соответствующих рыболовных угодий с нанесенными границами в масштабе 1 : 50 000;

 

– биолого-экономическое обоснование, согласованное с Минсельхозпродом, Минприроды и Госинспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте, или рыбоводно-биологическое обоснование, имеющее положительное заключение государственной экологической экспертизы (в случае заключения договора аренды на новый срок).

 

Ставки платы за аренду рыболовных угодий, за исключением предоставленных по результатам аукциона, определяются местными Советами депутатов по согласованию с облисполкомами исходя из минимальных ставок, утв. постановлением Совмина от 6.04.2006 № 466 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580».

 

Субаренда рыболовных угодий запрещается.