$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Заказы от «гражданки»

20.11.2007

Вот уже несколько месяцев в Вооруженных Силах действует концепция оказания платных услуг. Документ, ставший основой для усовершенствования перспективных планов воинских частей и других подразделений, был утвержден еще в конце июня 2007 г.

Чем вызван интерес военного ведомства страны к сфере услуг? Много ли успели заработать люди в погонах на выполнении заказов для «гражданки»? Этот и другие вопросы наш корреспондент задал заместителю начальника отдела экономического анализа главного финансово-экономического управления Министерства обороны полковнику Владимиру ФУРМАНОВУ.

- Владимир Владимирович, не скажется ли отвлечение внимания армии к «непрофильному предмету» на боеготовности Вооруженных Сил?

— Организации Министерства обороны, оказывающие платные услуги, берутся за выполнение только тех работ, которые не противоречат их уставным целям и отвечают предмету их деятельности. И что важно, не мешают решению задач боевой и мобилизационной подготовки воинских частей, соблюдения экономических интересов Вооруженных Сил.

То, что армия обратила внимание на рынок услуг, — не случайно. Эта сфера в последние годы развивается небывалыми темпами. Экономисты отмечают тенденцию к существенному росту доли услуг в структуре национальной экономики. Так, если в 2000 г. доля услуг в валовом внутреннем продукте составляла 40%, а в 2005 г. — 41,7%, то в 2010 г. прогнозируется ее рост до 46 — 48%. Согласно комплексной программе развития сферы услуг нашей страны на 2006 — 2010 гг. объем реализации всех видов услуг вырастет в 1,5-1,6 раза. Пока оценка современного состояния этой сферы свидетельствует о неполном удовлетворении потребностей в услугах как граждан, так и предприятий. По этой причине в т.ч. мы занялись оказанием услуг для гражданской части общества.

- Какие именно услуги оказываются военным ведомством и кому?

— Самые разные. Для юридических лиц мы можем предложить хранение нефтепродуктов и транспортных средств, доставку грузов ( в т.ч. и воздушным путем), поиск неучтенных захоронений времен войны, предпродажную подготовку техники, исследования и разработку в области естественных и технических наук, спланировать и провести торжества с использованием вооружения и военной техники (по обращениям местных исполнительных и распорядительных органов) и др. Еще почти десяток видов работ может выполняться как в интересах юридических, так и физических лиц. Это размещение рекламы, проведение военно-спортивных мероприятий, физкультурно-оздоровительные и медицинские услуги, ветеринарные (например, проведение лечебно-профилактических мероприятий по содержанию и дрессировке собак).

- А каков порядок обращения за помощью к военным?

— Есть два варианта. Первый: обратиться в организацию или воинскую часть по месту оказания услуги, где и будет составлен соответствующий договор. Второй вариант: сделать запрос в Министерство обороны

- Может ли быть расширен круг услуг, оговоренных концепцией, оказываемых армейскими подразделениями «гражданке»?

— Хочу подчеркнуть, что концепция оказания платных услуг не оговаривает систему и количество оказываемых услуг, а лишь определяет направления их существования и развития в будущем. Документ был разработан для оптимизации нормативной правовой базы. При этом под каждую предоставляемую военным ведомством услугу есть соответствующий правовой акт.

- Что показывает практика, насколько серьезным источником пополнения бюджета Минобороны могут стать оказываемые армией услуги?

— Платные услуги становятся дополнительным источником финансирования материально-технической базы и повышения профессиональных навыков личного состава. За восемь месяцев 2007 г. воинские части, соединения и организации Минобороны дополнительно получили 9 млрд. 742 млн. Br, что на 9,5% больше в сопоставимых ценах, чем за такой же период предыдущего года. Наиболее прибыльными оказались такие направления платных услуг населению, как образовательные (курсы иностранных языков), а также медицинские и санаторно-оздоровительные (работа 592 военно-медицинского центра ВС и Лепельского военного санатория). Значительные средства получают эксплуатационные управления за жилищные и коммунальные услуги. Однако в связи с передачей военных городков и объектов Минобороны на баланс местных органов власти размер этих доходов уменьшается.

- А как формируется стоимость оказываемых военными услуг?

— На основе расчета прямых плановых затрат, всех видов установленных налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, уплачиваемых в соответствии с законодательством РБ, прибыли, с учетом качества услуг и конъюнктуры рынка. За исключением тех видов услуг, цены на которые устанавливаются исходя из фиксированных тарифов.

При формировании цен прибыль от оказания платных услуг планируется с учетом необходимости пополнения оборотных средств, социального развития и совершенствования материально-технической базы воинской части, а также существующего спроса на соответствующие виды работ. При составлении калькуляции уровень рентабельности для каждого вида деятельности (если нет законодательных ограничений) военными финансистами планируется с учетом спроса и конъюнктуры рынка. Однако на некоторые виды услуг уровень рентабельности определен законодательно. Например, по медицинским услугам — не выше 20%, на услуги образования — не более 40%.

- Каков механизм использования заработанных на оказании услуг денежных средств?

— Как правило, они перечисляются на счет выполнявшей работы воинской части или организации. После выплаты налогов оставшаяся сумма используется по смете расходов данной части. Министерство заинтересовано в обеспечении рационального и максимально эффективного использования имеющейся материально-технической базы воинских частей.

Беседовал Игорь КАНДРАЛЬ