Проекты
02.04.2004 9 мин на чтение
мин
Заимствуя российский и китайский опыт...
Над какими законопроектами идет работа в комиссии Палаты представителей по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации?...
Над какими законопроектами идет работа в комиссии Палаты представителей по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации? На этот вопрос накануне открытия весенней сессии мы попросили ответить председателя комиссии Василия ХРОЛА и его заместителей Кирилла ХОЛОПИКА, Анну БУРОВУ и Татьяну ГОЛУБЕВУ.
Василий ХРОЛ:
-- Надеемся, что будет принята во втором чтении новая редакция Инвестиционного кодекса. Расширяется перечень организаций, которые относятся к иностранным инвесторам, а также формы инвестиционной деятельности, уточняется статус, условия создания и ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями.
Следует отметить, что на рассмотрение в правительство поступила новая редакция Земельного кодекса. В его разработке принимали участие и депутаты. Хотя Кодекс о земле действует с 1999г. и предполагает приобретение земли в частную собственность (я имею в виду земли городов и населенных пунктов, а не сельскохозяйственные), рынка земли в Беларуси фактически нет. В год совершается примерно 10 сделок.
Напомню, что во время референдума 1996г. граждане Беларуси высказались против передачи земли в частную собственность. В действующем же кодексе есть нормы об аренде земли на срок до 99 лет. Юристы долго спорили, является ли это вещным правом, то есть можно ли это право продавать, закладывать под получение кредитов и т.д.
Разработчики новой редакции ЗК позаимствовали опыт Китая, где земля также не продается. Согласно предлагаемому проекту документа право аренды до 99 лет будет вовлечено в гражданский оборот со всеми вытекающими последствиями. В новом кодексе будет зафиксирована точная процедура осуществления передачи и регистрации права аренды.
Вводится такая непопулярная норма, как плата за аренду земли (кроме платежей за землю), которая привязывается к базовой величине.
Кирилл ХОЛОПИК:
-- Подготовлены к рассмотрению на весенней сессии в первом чтении изменения и дополнения в Гражданский кодекс. Нормы ГК, которые могут иметь двоякое толкование, отредактированы с максимальной конкретизацией. Особо пристальное внимание уделено тем статьям, которые регулируют вопросы регистрации недвижимого имущества.
Предполагается исключить из ГК статьи 260 и 261, где речь идет об имуществе крестьянских (фермерских) хозяйств, находящемся в совместной собственности. Теперь эти отношения в случае принятия предлагаемого нами законопроекта будут регулироваться специальным законодательством.
Целый ряд изменений и дополнений касается договора комплексной предпринимательской лицензии -- франчайзинга. Дело в том, что в отличие от Гражданского кодекса России наш ГК не регламентирует вопросы, связанные с таким типом договоров, а отсылает к законодательству, которого в Беларуси вообще нет.
Поясню ситуацию на конкретном примере. Так, рестораны МсDоnаld's далеко не всегда являются собственностью одноименной компании. Например, предприниматель открывает в своей стране ресторан и по договору франчайзинга использует марку и технологию МсDоnаld's. Да, у нас таких договоров пока что нет. Но они должны получить широкое развитие с появлением необходимого законодательства. Ведь раскрученные брэнды есть не только в США и на Западе, они есть в России и Беларуси.
Мы также предлагаем учесть реалии жизни и разрешить еще одну важную проблему. Сегодня в некоммерческие организации могут объединяться только юридические лица. Индивидуальные предприниматели имеют право объединяться в простые общественные организации для удовлетворения духовных и иных потребностей, не связанных с их коммерческой деятельностью. Мы прислушались к многочисленным просьбам предпринимательских союзов и предлагаем правительству изменить Гражданский кодекс таким образом, чтобы дать возможность объединяться в одной некоммерческой организации как юридическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям, если эта некоммерческая деятельность имеет для них общую направленность.
Еще один важный для нашей экономики законопроект -- "Об оценке стоимости объектов гражданских прав". Ведь сегодня при осуществлении приватизации, при возникновении споров между гражданами, между субъектами хозяйствования и в других подобных ситуациях, когда необходимо произвести оценку, мы нередко заходим в тупик, потому что такого понятия, как рыночная стоимость, не существует. Сложность работы над ним заключается в отсутствии законодательства в этой сфере. Намного легче дорабатывать ранее принятые законы, когда есть правоприменительная практика, есть на что опереться. Но закон нужен.
Татьяна ГОЛУБЕВА:
-- Я возглавляю рабочую группу по подготовке проекта закона "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности". Далеко не все разделы и статьи ныне действующего Закона соответствуют условиям и требованиям, которые сегодня предъявляются к этой деятельности. Надеемся, что новый закон станет документом прямого действия, где будут четко прописаны права всех субъектов хозяйствования, участвующих в этом процессе, и их обязанности. Необходимость такого подхода подтверждают последние события в Дятловском и Краснопольском районах.
Кроме того, закон позволит убрать те бюрократические препоны, которые мешают сегодня нормальному строительству: снимается целый ряд ограничений, упрощается процедура получения согласований. В ходе обсуждения проекта документа в комиссии депутаты пришли к выводу, что это не нормально, когда человек тратит год или полтора, прежде чем получит возможность начать строительство.
Следующий законопроект, который, как мы надеемся, поможет привлечь инвестиции в экономику, -- это изменения в Закон "О совместном домовладении". При осуществлении мансардного строительства сегодня для принятия решения требуется согласие всех сособственников. Достаточно одному выступить против -- и все работы затормозятся. Предлагается новая редакция данной нормы: для принятия решения достаточно 50% голосов.
Анна БУРОВА:
-- Тот вариант законопроекта "О ремесленной деятельности", который мы получили от правительства в прошлом году, предлагал очень жесткое административное регулирование ремесленной деятельности. Кроме того, некоторые нормы документа противоречили Гражданскому кодексу. Так, все субъекты ремесленной деятельности должны были обязательно регистрироваться Ремесленной палатой в Едином реестре и при этом за каждого ремесленника ежемесячно надо было платить 0,15 базовой величины. Сейчас после доработки внесены нормы, согласно которым регистрация и уплата взносов в Ремесленную палату не обязательна. Палата должна стать необходимой для ремесленников прежде всего благодаря тем услугам и информационному обеспечению, которые она может предложить.
Мы надеемся, что и в этот законопроект удастся включить норму, о которой уже шла речь, -- о возможности объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в одну организацию. Так как в регулировании ремесленной деятельности большая роль отводится не только ремесленным палатам, но и общественным организациям.