$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ЗАГОВОР РАВНОДУШНЫХ©

22.02.2013

Призывы властей к разработке инвестпроектов по модернизации производства наталкиваются на полное равнодушие директората и нежелание искать источники финансирования. Таким образом, основанная на доминировании государства белорусская экономическая модель забуксовала на своей отличительной особенности: отсутствии предпринимательской инициативы, порожденной избытком государственного же регулирования.

Только 20 предприятий обратились с просьбой о возмещении им процентных ставок по кредитам, что говорит об отсутствии высокоэффективных инвестпроектов, заявил министр финансов А.Харковец на коллегии Минфина РБ. В то же время за господдержкой в министерство обращаются предприятия, инвестпроекты которых не соответствуют критериям инновационности. При этом в числе наиболее часто обращающихся — Беллегпром и Беллесбумпром, предлагающие из года в год инвестпроекты по одним и тем же предприятиям. Объем господдержки по таким проблемным заводам растет, а финансовое состояние на них продолжает ухудшаться.

Он признал, что у предприятий нет интереса к поиску альтернативных, помимо кредитов, источников финансирования. В частности, немногие госпредприятия пытаются изыскать ресурсы для модернизации на фондовом рынке, например, путем выпуска долговых ценных бумаг. Между тем Минфин готов поддержать и стимулировать их инициативу по выпуску облигаций в инвестиционных целях посредством возмещения части уплаченных процентов по аналогии с кредитами. Но среди почти 300 эмитентов облигаций в основном замечены представители частного сектора, которые обходятся без указаний и стимулов свыше.

Удивляться тут особо нечему: отсутствие инициативы и личной заинтересованности как главную угрозу существованию «рыночного социализма» польский экономист Отто Ланге открыл еще в 30-е годы прошлого века, пытаясь доказать его жизнеспособность. Получилось обратное. Впрочем, и без сложных математических моделей очевидно, что слишком многие руководители предприятий не желают ввязываться в долгосрочные проекты с масштабными капвложениями, сулящие много хлопот и риска, но минимум личной выгоды. За слабый рост выручки, прибыли и прочих показателей, конечно, поругают, но гораздо мягче, чем в случае провала многомиллионного проекта. Зарплата с премией эти риски не окупает, а создание стоимости для собственника никого не интересует. Годами воспитываемое послушание директората обернулось отсутствием у него инициативы и предприимчивости, возможных только в рыночной экономике.

К тому же зачем утруждаться поиском ресурсов на фондовом рынке, если некоторым их дают из бюджета. К примеру, в соответствии с постановлением Совмина от 30.01.2013 № 72 ряд предприятий концерна «Беллегпром» получили очередную порцию господдержки на сумму 122,861 млрд. Br (компенсацию процентов по кредитам) в обмен на увеличение доли государства. Среди получателей — ЗАО СП «Сопотекс», ОАО «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение», «Бобруйский кожевенный комбинат», ОАО «Гронитекс», «Камволь», «Ковры Бреста», «Кожевник», Минское производственное кожевенное объединение, «Моготекс», «Полесье», Слонимская камвольно-прядильная фабрика, «Сукно», Витебский меховой комбинат и Ветковская хлопкопрядильная фабрика. Кроме того, правительство Беларуси договорилось с российским ВТБ об его участии в льготном кредитовании поставок белорусской сельскохозяйственной автотехники в Россию с субсидированием из бюджета РБ по схеме, аналогичной действующей со Сбербанком РФ.

Правда, А.Харковец пообещал, что в республике впредь откажутся от практики увеличения доли государства в уставных фондах предприятий на сумму предоставленной господдержки. Таким образом, следует ожидать изменения Указа от 28.03.2006 № 182. Эффективность этого инструмента, позволившего восстановить госдолю в ряде ОАО, весьма сомнительна — спустя некоторое время многие из этих предприятий вновь оказались в числе нуждающихся, так и не выйдя на заданные рубежи. К тому же большинство сколько-нибудь значимых предприятий и так принадлежат государству или будут им контролироваться с принятием норм о «владельческом надзоре».

Но остается вечный вопрос: где взять деньги? Премьер-министр Михаил Мясникович требует, чтобы Минфин более реально и активно влиял на деятельность банковской системы страны, денежно-кредитную политику, рынок капитала, способствовал снижению высоких процентных ставок, которые диктуют банки. С их сверхприбылями, полученными за счет реального сектора и «объективных трудностей» нашей экономики, по мнению премьер-министра, пора разобраться, в т.ч. используя административный ресурс. Интересно, что все это — при «живом Нацбанке, метящем на роль мегарегулятора финансовой сферы».

Действительно, валюта на счетах у банков имеется. А вот с финансовыми результатами обольщаться бы не стоило: скажем, в 2011 г. прибыльным по МСФО оказался один «Приорбанк». По итогам прошлого года ситуация наверняка будет получше, но проблема с капитализацией в банковской системе осталась. Так что «раскулачивание» банков обойдется экономике страны едва ли не большими трудностями, чем нынешнее безденежье.

Вадим ЛЕБЕДЕВ