$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Загадки брендового сознания©

19.05.2015

Украинское агентство MPP Consulting в 6-й раз опубликовало рейтинг «BelBrand 2015 — ТОП 100 белорусских брендов». В нем представлена потенциальная рыночная стоимость 100 самых дорогих национальных брендов нашей страны в 2015 г. Исследование проводится в рамках проекта TOP National Brands, который охватывает 17 стран мира.

В исследовании поясняется, что оценочная стоимость является потенциальной, так как бренды продаются редко (если это вообще происходит). Поэтому суммы, названные в рейтинге, указывают, сколько могло бы быть уплачено за бренд на данный момент в случае его фактической продажи. В рейтинг «BelBrand 2015» включены только бренды, изначально созданные в Беларуси либо для белорусских товаров и услуг.

Результаты ранжирования выглядят довольно спорно. Сомнения усугубляет приведенная в исследовании формула, согласно которой стоимость бренда определяется как произведение 6 составляющих — композитного финансового показателя, инвестиционного, географического, технологического, конкурентного коэффициентов и коэффициента уникального идентификатора бренда. По-видимому, публике следует поверить на слово авторам исследования, что полученные результаты достаточно достоверно отражают стоимость бренда, которая согласно используемой методике включает в себя исключительно стоимость торговой марки (имени) без учета производственных мощностей, инфраструктуры компании, патентов, изобретений и других материальных или интеллектуальных ценностей. Авторы исследования подчеркивают, что главная особенность методики MPP Consulting — «фундаментальное разделение стоимостей бренда и капитализации компании». Впрочем, иначе и быть не могло — среди сотни носителей брендов, включенных в рейтинг, практически нет предприятий, имеющих рыночную капитализацию, даже если кто-то из них и является открытым акционерным обществом.

Суммарная стоимость сотни включенных в рейтинг брендов составила 1169,8 млн. USD, что на 4,4% меньше, чем в прошлом году. Интересно, что все компании, входящие как в тройку, так и в 20 лидеров, находились там и в рейтинге — 2014, правда, некоторые из них поменяли места.

Некоторые компании существенно улучшили свои позиции в рейтинге, несмотря на ухудшение в прошлом году финансовых показателей или объемов производства и экспорта, и наоборот. Например, по оценке авторов исследования, бренд Milavitsa подорожал за год на 7,3% и поднялся с 3-го на 1 место, поменявшись местами с «Санта-Бремором», стоимость бренда которого потеряла 1,7%. Любопытны и другие перестановки. Например, бренды «МАЗ» и Приорбанк утратили по 26,1% оценочной стоимости (10,4 и 10,2 млн., соответственно, 29 и 30 места), «Белгосстрах» — 29,4% (63 место, 4,8 млн.), «БелАЗ» потерял 14,7% (8,1 млн. — 32 место), «Атлант» — 16,2% (8,8 млн., 52 место), Gefest — 23,5% (6,5 млн., 52 место). Зато бренд «Лидская буренушка» (35 место) вырос в цене сразу на 45,1% (9 млн.), «Онега» (56 место) — на 52,6%, «Мегатоп» (44 место) — на 21,3%. Таким образом, если верить расчетам, представление об «имиджевых» для страны предприятиях придется кардинально пересмотреть.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА

Тем временем

Американский журнал Forbes опубликовал рейтинг 100 самых дорогих брендов мира. Редакция учитывала прибыль компаний за последние три года и коэффициент влияния бренда на прибыль в разных отраслях. Например, у потребительских товаров класса люкс бренд значительно влияет на прибыль, а у авиа- и нефтяных компаний — нет.

В списке 100 самых дорогих брендов представлены бренды 15 стран из 20 отраслей. Почти половину рейтинга занимают американские бренды, 9 — немецкие, по 7 — японских и французских. В основном преобладают автомобильные и высокотехнологичные бренды.

Абсолютным лидером стала американская компания Apple, чей бренд оценен в 145,3 млрд. USD. За год он вырос в цене на 17%. В IV квартале 2014 г. компания продала 74,8 млн. смартфонов по всему миру, впервые за 3 года обогнав Samsung. Продажи iPhone выросли на 49%, а выручка за квартал составила 18 млрд. USD. На 2-м месте — Microsoft (стоимость бренда — 69,3 млрд. USD), на 3-м — Google (65,6 млрд.), на 4-м — Coca-Cola, чей бренд, как и год назад, стоит 56 млрд., несмотря на 17% снижение прибыли. Далее следуют IBM (49,8 млрд.), McDonald’s (39,5 млрд.), Samsung (37,9 млрд.), Toyota (37,8 млрд.), которая, кстати, является самой прибыльной компанией среди участников рейтинга — в 2014 г. ее чистая прибыль достигла 19,8 млрд. Замыкают десятку лидеров General Electric (37,5 млрд.) и Facebook (36,5 млрд.), показавший самый большой прирост стоимости бренда — 54%.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях