Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Задолженность в бюджет и премия руководителя

Нередко на практике возникают проблемы с применением норм п.2 Указа Президента от 13.08.1996г. N 292 "О предоставлении юридическим лицам отсрочки по уплате задолженности по налогам и пени", согласно которому запрещено начисление и выплата всех видов премий руководителям и главным специалистам организаций, имеющим задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся с 1.01.1996г., до полного погашения задолженности
Нередко на практике возникают проблемы с применением норм п.2 Указа Президента от 13.08.1996г. N 292 "О предоставлении юридическим лицам отсрочки по уплате задолженности по налогам и пени", согласно которому запрещено начисление и выплата всех видов премий руководителям и главным специалистам организаций, имеющим задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся с 1.01.1996г., до полного погашения задолженности, и Указа от 2003-01-23г. N 36, где предусмотрено, что задолженность юридических лиц по налогам и иным обязательным платежам автоматически реструктурируется путем предоставления отсрочки погашения задолженности до 1.01.2009г.

Рассмотрим, распространяется ли действие п.2 Указа N 292 на предоставленную отсрочку?

Надо сказать, что различные инстанции дают противоположные ответы на этот весьма важный вопрос, поэтому обратимся к анализу действующих нормативных правовых актов.

Действительно, согласно Указу N 292 юридическим лицам была предоставлена отсрочка по уплате задолженности по налогам на прибыль, добавленную стоимость, топливо, недвижимость, по чрезвычайному налогу и акцизам (кроме налогов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь), образовавшейся на 1.01.1996г. по причине отсутствия денежных средств на их счетах в банках, а также по уплате пени за несвоевременное внесение указанных налогов в бюджет по состоянию на эту же дату. Было установлено, что юрлица осуществляют погашение задолженности по указанным налогам и пени в период с августа 1996г. по август 1998г. путем уплаты 1/24 этих сумм ежемесячно без начисления пени за несвоевременное внесение указанных налогов.

Такое решение, на наш взгляд, было обусловлено тем, чтобы несколько облегчить положение субъектов хозяйствования, у которых сумма пени за несвоевременную уплату налога порой намного превышала сам неуплаченный налог.

В то же время, в целях стимулирования эффективной деятельности управленческого персонала и прежде всего руководства предприятий п.2 Указа N 292 было запрещено со дня его вступления в силу (13.08.1996г.) начисление и выплата всех видов премий руководителям и главным специалистам (и их заместителям) юридических лиц, имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся с 1.01.1996г., до полного погашения задолженности перед бюджетом. Указом от 20.11.1998г. N 556 предусмотрено, что неисполнение вышеизложенного запрета является грубым нарушением трудовых обязанностей руководителем, главным бухгалтером, их заместителями. Более того, была предусмотрена ответственность указанных лиц за начисление и выплату всех видов премий в виде штрафа.

Указом от 2003-01-23г. N 36 "О реструктуризации задолженности юридических лиц по обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты и Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и некоторых мерах по обеспечению своевременного поступления указанных платежей" установлено, что задолженность юрлиц по налогам и иным обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты по состоянию на 1.01.2003г. реструктурируется на условиях и в порядке, установленных утвержденным названным Указом Положением, путем предоставления юрлицам отсрочки погашения задолженности по налогам, экономическим санкциям и пеням на период до 1.01.2004г.; рассрочки погашения задолженности по налогам на период с 1.01.2004г. до 1.01.2009г.; отсрочки погашения задолженности по экономическим санкциям и пеням на период с 1.01.2004г. до 1.01.2009г. Важно иметь в виду, что предусмотренная отсрочка (рассрочка) действует при условии уплаты текущих платежей по налогам юрлицами в республиканский и местные бюджеты, Фонд соцзащиты населения и при соблюдении других условий реструктуризации задолженности.

В этой связи лишь на первый взгляд есть основания для постановки вопроса о возможности выплаты премии руководителям и главным специалистам (их заместителям) при наличии задолженности по обязательным платежам, раз предусмотрена отсрочка (рассрочка) их уплаты. Однако в силу того, что при издании 13.08.1996г. Указа N 292 был установлен запрет на выплату премии и он не снят, а новым Указом от 2003-01-23г. N 36 по существу сохранены ранее установленные принципиальные подходы, полагаем, что позиция тех органов республиканского управления, которые считают невозможной ее выплату, является основанной на действующем законодательстве. В данной ситуации можно лишь ставить вопрос о внесении изменений в действующие Указы Президента.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений