$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

ЗАДЕРЖКА ЗАРПЛАТЫ©

04.03.2014

социальные последствия

и штрафные санкции

Вопросы соблюдения нанимателями требований о своевременности и полноте выплаты зарплаты взяты на Гомельщине под жесткий контроль, рассказывает председатель Комитета госконтроля Гомельской области Александр АТРОЩЕНКО.

Вопросы периодичности и сроков выдачи зарплаты регламентированы в Трудовом кодексе и Декрете Президента от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины». Казалось бы, всем должно быть известно, что наниматель обязан выдавать зарплату в определенные сроки, установленные в коллективном и (или) трудовом договоре, не реже 2 раз в месяц, а лицам, с которыми заключены контракты, в соответствии с ч. 1 п. 4 Декрета № 29 — не реже 1 раза в месяц в размерах, установленных законодательством. Если день выплаты приходится на выходной или праздничный день, государственный праздник, то зарплата выплачивается накануне. При прекращении трудового договора все причитающиеся суммы должны быть выплачены в день увольнения, а если сотрудник в этот день не работал — не позднее следующего дня после того, как он потребовал расчет (ст. 77 ТК).

Несмотря на такую однозначность, нарушение перечисленных норм еще встречается. Чаще всего это вызвано экономическими причинами: у предприятий порой не хватает денег на выплату зарплаты и одновременно — страховых взносов и подоходного налога. Даже один день нарушения установленных сроков влечет появление задолженности по зарплате.

При этом руководители ссылаются на «уважительные» причины: своевременно не рассчитались дебиторы, банк не дал кредит. Но работники, в свою очередь, не могут этими причинами объяснить невыполнение своих обязательств — по оплате кредитов, коммунальных платежей да и просто насущных потребностей по содержанию семьи.

При осуществлении платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях юридические лица, их обособленные подразделения и индивидуальные предприниматели обязаны согласно Указу от 27.11.1995 № 483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы» вне очереди производить платежи в счет погашения задолженности по выплате зарплаты в суммах, соответствующих 1,5 размера бюджета прожиточного минимума (БПМ) для трудоспособного населения, скорректированного на индекс потребительских цен на каждого сотрудника, а также производить уплату обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в ФСЗН и перечисление в бюджет удержанных сумм подоходного налога пропорционально БПМ.

В ходе проводимых Комитетом госконтроля области контрольно-аналитических мероприятий выявляются факты сокрытия субъектами хозяйствования наличия просроченной задолженности по зарплате. Между тем это нарушение влечет серьезные последствия. Во-первых, руководитель предприятия несет персональную ответственность за своевременность выплаты зарплаты. В случае нарушения ему, независимо от формы собственности организации, в соответствии с постановлением Совмина от 8.07.2013 № 597 не начисляются и не выплачиваются все виды премий, бонусов и вознаграждение по итогам работы за год. Кроме того, в соответствии с Декретом № 29 выплата зарплаты руководителям производится не ранее чем остальным работникам и в соответствии с процентом (долей) выплаченной им зарплаты.

Персональная ответственность руководителя юридического лица за своевременность выплаты зарплаты предусматривается в коллективном договоре юридического лица, а также в контракте, заключаемом с руководителем органом, уполномоченным управлять госимуществом.

Во-вторых, за нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом порядка и сроков выплаты зарплаты предусмотрен штраф в размере от 4 до 20 базовых величин, на юрлицо — до 100 БВ (ч. 1 ст. 9.19 КоАП). Так, Комитетом госконтроля области и Гомельским областным управлением Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты населения в 2013 г. за нарушение законодательства о труде привлечены к административной ответственности 190 должностных лиц на сумму 114,9 млн. Br и 47 юрлиц на сумму 114,4 млн. Br.

Кроме того, наниматели — коммерческие организации со средней численностью 16 и более работников за год, их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, обязаны представлять статотчетность формы 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате» за каждый месяц, в котором у нанимателя возникла такая задолженность. При этом просроченной для целей статистики считается задолженность на 1-е число месяца, следующего за тем, в котором наступает срок выплаты зарплаты. При этом искажение или непредставление статотчетности, если в этих деяниях нет состава преступления, согласно ч. 1 ст. 23.18 КоАП влечет наложение штрафа от 20 до 100 БВ.

Руководителям предприятий, имеющих задолженность по зарплате, желающим погасить ее любой ценой, в т.ч. за счет уменьшения сумм отчислений в ФСЗН либо их неперечисления путем представления в банк справки об отсутствии задолженности по отчислениям в ФСЗН, которая не соответствует действительности, следует помнить, что этим они ущемляют интересы своих работников. Ведь согласно законодательству при выходе на пенсию работника предприятия, у которого имеется просроченная задолженность по отчислениям в ФСЗН, размер пенсии исчисляется из фактического заработка, с которого нанимателем уплачивались обязательные страховые взносы (ст. 58 Закона «О пенсионном обеспечении»). Таким образом, не перечисленные своевременно нанимателем обязательные платежи в ФСЗН уменьшают пенсии работников. В то же время средства ФСЗН являются источником для выплаты пенсии нашим родителям.

В соответствии со ст. 11.54 КоАП неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в ФСЗН влекут наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20% начисленной (доначисленной) суммы указанных платежей. Кроме того, представление должностным лицом в банк справки об отсутствии задолженности по отчислениям в ФСЗН (при ее наличии) может быть расценено как служебный подлог и рассматриваться как уголовно наказуемое деяние, что предусматривает в соответствии со ст. 427 Уголовного кодекса наказание штрафом, или лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до 2 лет, или ограничением свободы на тот же срок, или лишением свободы на срок до 2 лет.

В целях профилактики и упреждения правонарушений обращаем внимание руководителей предприятий на безусловное выполнение требований законодательства по соблюдению сроков выплаты заработной платы, своевременному перечислению отчислений в Фонд социальной защиты населения и подоходного налога в бюджет.