$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Недвижимость

Задание на жилье: меньше метров и господдержки©

29.01.2016

В соответствии с постановлением Совмина от 29.12.2015 № 1101 «О мерах по выполнению заданий на 2016 год по строительству жилых домов, объемах ввода в эксплуатацию и финансирования строительства жилья и объектов инженерной  и транспортной инфраструктуры в 2017 году» (далее – постановление № 1101) в текущем году намечено ввести в эксплуатацию 4 млн. м2 жилья, в т.ч. 840 тыс. м2 – с господдержкой.

 

В минувшем году эти цифры были сокращены с первоначальных 5 млн. м2 и 2,5 млн. м2 соответственно до  4 млн. и 1578 тыс. м2. Напомним, что программа жилищного строительства на 2015 год, утв. постановлением Совмина от 8.11.2014 № 1055, была изменена постановлением Совмина от 30.06.2015 № 538. В целом задание по вводу жилья в эксплуатацию снижено на 1 млн. м2, уменьшены с 460 тыс. м2 до 185,74 тыс. м2 объемы строительства коммерческого жилья госжилфонда (т.е. арендного жилья), число квартир для многодетных семей выросло с 4130 (346,5 тыс. м2 общей площади) до 4400 (364,1 тыс. м2), для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, – с 215 до 329 квартир.

В текущем году намечено ввести в эксплуатацию в Минской области 1110 тыс. м2 жилья, Гродненской – 561 тыс., Брестской – 540 тыс., Гомельской – 446 тыс., Могилевской – 320 тыс., Витебской – 288 тыс. м2.

В Минске всего должны построить 735 тыс. м2 (в прошлом году после корректировки планировалось 740 тыс. м2), при этом не предполагается ввод в столице арендного жилья и строительство в городах-спутниках. Напомним, что в 2015 г. здесь даже в «усеченном» более чем в 2 раза варианте ставилась задача ввести в строй 33,6 тыс. м2 арендного жилья. В областях же арендное жилье в текущем году планируется строить (127,2 тыс. м2), причем на Гродненщине намечено сдать 53 тыс. м2 – в это число входит жилье для работников будущей АЭС. Также дано задание построить 80 квартир в Жабинке (город-спутник Бреста) и 161 – в Скиделе (город-спутник Гродно).

Улучшат свои жилищные условия 2194 многодетных семьи, в т.ч. в Минске – 566 (в 2015 г. планировалось 1150). 110 квартир предназначено для тех, чье жилье признано аварийным.

Если в прошлом году планировалось сдать 38,2 тыс. м2 жилья для 718 человек, проживающих в общежитиях не менее 10 лет, то на 2016 г. подобное задание не установлено. Такие граждане Указом от 16.11.2015 № 460 исключены из числа очередников, имеющих право на внеочередное получение льготных кредитов, но за ними сохранено право на их получение в порядке очередности.

В сельхозорганизациях для нуждающихся в улучшении жилищных условий работников (своих и социально-культурной сферы) введут в строй 370 домов (квартир) общей площадью 28,9 тыс. м2 (в прошлом году – 1054 и 78,4 тыс. м2 соответственно). Строительство жилья социального пользования снизится незначительно.

Впервые постановлением правительства определены задания по строительству многоквартирных энергоэффективных жилых домов общей площадью 1418,1 тыс. м2.

Из 840 тыс. м2 жилья, строящегося с господдержкой, 430 тыс. м2 (в 2015 г. – 621,3 тыс. м2) будут возведены в рамках программ госзаказа. В соответствии с Указом Президента от 8.05.2013 № 215 очередники, имеющие право на льготные кредиты, полностью освобождаются от участия в инвестиционном процессе на этапе строительства и получают готовое жилье одновременно с кредитными обязательствами. Для этого госзаказчикам передаются все связанные со строительством финансовые и административные ресурсы, а также права и ответственность за планирование, сроки, качество и контроль стоимости жилья.

Определены задания и источники финансирования строительства по областям и Минску индивидуальных жилых домов общей площадью 1181 тыс. м2, или 29,5% от общего годового объема жилищного строительства. Облисполкомам и Мингорисполкому поручено оказывать содействие гражданам, в т.ч. путем расширения ассортимента продукции индустриального домостроения, создания системы услуг для такого строительства, оказания помощи в обеспечении стройматериалами.

Из года в год планируется рост доли собственных средств граждан в общем объеме финансирования строительства жилья. Согласно Концепции государственной жилищной политики до 2016 г., утв. постановлением Совмина от 5.04.2013 № 267, этот показатель должен достичь не менее 50%. В 2011 г. он планировался на уровне 33,6%, в 2014 г. – 46,6%, в 2015 г. – 67,6%. Предполагается, что в 2016 г. эта доля составит 75,3%, или 28 960,7 млрд. Br, тогда как объемы банковских кредитов сократятся. Однако основными источниками финансирования строительства состоящих на квартирном учете граждан, которые в соответствии с очередностью получат господдержку, станут льготные кредиты и бюджетные средства.

Постановлением № 1101 также установлены с 1.01.2016 г. предельный норматив стоимости 1 м2 общей площади жилого помещения в размере 6,6 млн. Br; предельный показатель стоимости 1 м2 общей площади жилого дома (квартиры) – не более 9,4 млн. Br для выдачи льготного кредита ОАО «Белагропромбанк» в соответствии с Указом Президента от 2.09.1996 № 346 «О некоторых мерах по развитию жилищного строительства на селе»; предельный норматив стоимости 1 м2 общей площади жилья – 9,4 млн. Br для выдачи льготного кредита на строительство (реконструкцию) одноквартирных, блокированных жилых домов (квартир в блокированном жилом доме) ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк» многодетным сельским семьям, осуществляющим строительство на селе.

Облисполкомам и Мингорисполкому предписано при необходимости обеспечить дополнительное финансирование жилищного строительства за счет средств местных бюджетов, в т.ч. поступающих от приватизации жилья, увеличенных ставок налога на недвижимость в отношении неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, а строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов индивидуальной жилой застройки – за счет средств от продажи и сдачи земельных участков в аренду и применения увеличенных ставок земельного налога.

Ранее Указом Президента от 16.11.2015 № 460 было установлено, что до 10% средств, полученных от предоставления жилых помещений коммерческого использования, может направляться на текущий ремонт освободившегося арендного жилья (наряду с направлением их на приобретение и строительство жилья и реконструкцию капитальных строений под арендное жилье).

Все эти планы строились исходя из утвержденных параметров республиканского бюджета на 2016 г. Однако уже январские изменения на валютном рынке показывают, что бюджету грозят существенные корректировки. А потому запланированные задания по строительству жилья тоже могут измениться.

 

 

Автор публикации: Виктор САВИЦКИЙ, член отделения Межрегиональной общественной организации «АЖКХ» (Академии жилищно-коммунального хозяйства)