$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Задача на счет

14.04.2009

Проблема реформирования отечественного бухучета и аудита беспокоит не только белорусов. Недавно Минск посетил представитель Еврокомиссии Джузеппе ФЛОРИО, сотрудник Минфина Италии. Он встретился с работниками аппарата Совмина, специалистами управлений методологии бухучета и аудита Минфина, представителями бухгалтерской общественности и аудиторами.

Визит зарубежного эксперта не случаен. Сегодня Еврокомиссия предлагает нашей стране помощь во внедрении как МСФО в коммерческих организациях, так и международных стандартов бухгалтерского учета государственного сектора (International Public Sector Accounting Standards Board — IPSASB).

По мнению Д.Флорио, международные стандарты зарекомендовали себя в мире как лучший (хотя и не идеальный) инструмент для обеспечения единства и качества информации, на основе которой можно принимать адекватные решения об инвестициях и ведении бизнеса. Качество отчетности рассматривается с позиции того, насколько точно она демонстрирует финансовое положение и финансовые результаты субъекта бизнеса. Это позволяет принимать на основе представленной информации правильные экономические решения. Однако, как и во многих других странах, белорусские правила учета в значительной мере определяются не потребностями формирования финансовой отчетности, а требованиями расчета налогов, налогового администрирования, контроля за использованием целевых средств и движением имущества, сбора данных для государственной статистики, обоснования цен и т. п. За этим лесом уже не видно главной задачи бухучета — демонстрации реальной картины бизнеса.

Более того, бухгалтерская отчетность порой даже не востребована. Например, ряд форм статотчетности просто повторяют бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и т. п. С другой стороны, выбор методов учетной политики осуществляется из соображений налоговых последствий, влияния на распределение дивидендов, взаимоотношений с контролерами и т. п., но никак не из приоритета полезности и достоверности формируемой информации. Решение подобных проблем в ЕС и ряде других стран осуществляется через внедрение МСФО. Впрочем, г-н Флорио заметил, что если МСФО обеспечивают достоверность отчетности, то гарантировать применение самих стандартов — личное дело государства, компаний и отдельных специалистов. К сожалению, в последние 10 лет не раз иные корпорации (Enron, Parmalat и прочие) намеренно искажали свою отчетность, завышая прибыль, скрывая убытки и долги. Тем самым руководители сознательно обманывали инвесторов, владельцев и других пользователей отчетности. Но в конечном итоге такой подлог не спасает компании от банкротства. Нынешний экономический кризис лишний раз наглядно это показывает.

ИМЕННО поэтому в итоговых документах апрельского саммита G20 содержится призыв повышать открытость и транспарентность финансового сектора, применять международные финансовые стандарты, включая 12 ключевых международных стандартов и кодексов. Страны «Большой двадцатки» намерены в рамках независимого процесса установления стандартов финансовой отчетности расширить участие заинтересованных сторон, включая органы пруденциального регулирования и страны с формирующейся рыночной экономикой, посредством проведения конституционного обзора МСФО. Распространение глобальных бухгалтерских стандартов оказалось в числе приоритетных задач борьбы с мировым кризисом. Более того, внедрение МСФО из личного дела отдельных стран и корпораций стало заботой мирового сообщества.

Проблемы учета в последнее время все чаще оказываются и в сфере внимания белорусского правительства. Делаются попытки упростить работу бухгалтерских служб, усовершенствовать инструкции. Однако без общей концепции бухучета, определения его приоритетов эта работа носит несистемный характер. Если главная задача — обеспечивать всех пользователей достоверной экономической информацией, то альтернативы МСФО нет. Если в основе — интересы налогового администрирования и тотального контроля, то упростить бухучет не получится: слишком много желают знать проверяющие и бесконечно количество бумаг, единственное назначение которых — оправдаться перед ревизорами и начальством. Это в МСФО не считается нужным собирать информацию, если затраты на этот процесс превышают выгоды от полученного результата. У нас же никто не задумывается, скажем, каковы расходы субъектов хозяйствования на бланки строгой отчетности — лишь бы не допустить малейшей возможности бесконтрольного движения ценностей.

ТЕМ не менее внедрение МСФО указано в правительственном Плане первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в 2009 г. Но что понимать под «ведением бухучета в соответствии с международными стандартами»? Прямо внедряют МСФО обычно лишь страны, где своего учета вообще не было. По мнению Д.Флорио, для Беларуси предпочтительнее путь конвергенции — постепенного сближения национальных стандартов и МСФО. Процесс этот долгий и затратный, предупреждает итальянский эксперт. Скажем, Италии потребовалось 1,5 года, чтобы обеспечить реализацию Директивы № 8. А США считают, что ранее 2014 г. не справятся (правда, размеры американского фондового рынка позволяют обходиться своими US GAAP).

Поэтому г-н Флорио предложил белорусам прежде чем говорить о внедрении МСФО, оценить потребность в них. Ведь в большинстве стран эти стандарты считаются необходимыми для компаний, чьи акции котируются на фондовом рынке. Единообразная отчетность обеспечивает сопоставимость данных на европейских биржах и облегчает взаимопонимание инвесторов. Если же нужды в этом нет, возможно, расходы на МСФО будут излишни. А суммы это не маленькие. Ведь потребуется разработать методологию внедрения стандартов, обучить для получения международно признанных сертификатов специалистов. А те, если их не устроит зарплата, могут и за рубеж податься, где спрос на такие кадры куда выше.

ДРУГАЯ проблема — легитимность стандартов. Например, Нацбанк обязал все коммерческие банки, а Минфин — группу предприятий представлять финансовую отчетность по МСФО. Получается, что белорусские нормативные документы требуют выполнять некие правила, разработанные международной общественной организацией, находящейся за рубежом, в которой наша страна даже не представлена! В ЕС применение МСФО регламентировано специальной директивой. В Украине законом «Об общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза» бухучет определен одной из приоритетных сфер интеграции наших южных соседей в рамках стратегической цели — вступления в Евросоюз. Но наша страна членом ЕС не является и цели вступать в него пока не ставит.

При этом именно Еврокомиссия является тем органом, который дает оценку степени соответствия бухгалтерского законодательства той или иной страны МСФО. Сегодня нам предлагают техническую помощь в реформировании бухучета. В частности, в переводе текста стандартов, подготовке кадров, мониторинге процесса перехода. Это может решить многие из проблем, над которыми ломают головы белорусские специалисты. Остановка за малым: принять протянутую руку и начать работу так, чтобы не казаться реформаторами, а быть ими на деле…

Леонид ФРИДКИН