$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ЗАДАЧА N1:©

16.10.2015

дисциплина и правопослушание

Первым заметным документом, принятым после выборов, стала новая редакция Директивы «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», утвержденная Указом Президента от 12.10.2015 № 420. Задачи, которым была посвящена прежняя редакция Директивы, принятая в марте 2004 г., предстоит решать вновь — в иных условиях и на другом уровне.

Целью новой версии старой Директивы провозглашается укрепление общественной безопасности и дисциплины, снижение гибели и травматизма людей. Определенных успехов здесь удалось достичь — жизнь граждан страны стала более безопасной и комфортной, говорится в преамбуле документа. Значительно снизился уровень преступности, постепенно нормализуется ситуация с авариями на дорогах, уменьшилось количество пожаров и других чрезвычайных ситуаций. Однако проблемы в этой сфере полностью не решены: люди продолжают гибнуть от внешних причин, не исчезают бесхозяйственность, расхлябанность, пьянство и наркомания.

По сути, Директива сводится к призывам неукоснительно соблюдать нормы действующих нормативных правовых актов, в т.ч. технических, и применять меры дисциплинарной и иной ответственности за их нарушение. По-видимому, у авторов документа есть веские основания считать, что с тем и другим в республике не все ладно.

ОСНОВНЫМИ причинами происшествий, повлекших гибель людей, как говорится в Директиве, являются безответственное отношение граждан к личной безопасности, а также невыполнение руководителями организаций независимо от форм собственности своих обязанностей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, соблюдению требований пожарной и промышленной безопасности, производственно-технологической дисциплины и недостаточный контроль государственных органов. Слабой остается эффективность профилактических мероприятий. Их не считают приоритетом, а предписания контролирующих органов по обеспечению безопасности производства выполняются по «остаточному» принципу. Новая редакция Директивы № 1 призвана исправить ситуацию.

Для этого предлагается, прежде всего, изменить отношение к данным вопросам у руководителей государственных органов и организаций независимо от форм собственности. Одним из основных критериев оценки выполнения Директивы будет считаться обеспечение здоровых и безопасных условий труда, промышленной, пожарной, ядерной и радиационной безопасности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, формирование правопослушного поведения, здорового образа жизни, навыков по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан, в т.ч. в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) органах и организациях. Предписывается обеспечить систематический контроль физического состояния работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или повышенной опасностью. Для этого будут проводиться освидетельствования и (или) медосмотры. Особое внимание должно уделяться проведению предрейсовых и иных медицинских обследований водителей (которые, напомним, и так обязательны), техническому состоянию транспортных средств. Кстати, в этой сфере в республике есть заметные улучшения. По данным статистики численность потерпевших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности сократилась с 4530 в 2005 г. до 1833 в 2014-м, или с 1,2 на 1 тыс. работников до 0,5, а число травм со смертельным исходом — с 235 до 107 (или с 0,061 на 1 тыс. работников до 0,03).

Директива требует своевременно и качественно проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, повышать эффективность работы по информированию работников о состоянии охраны труда на рабочих местах, существующих рисках для их здоровья, полагающихся средствах индивидуальной защиты и компенсациях по условиям труда, исключить случаи допуска работников к работе на неисправном и непроверенном оборудовании. Появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотиков и т.п. в рабочее время или по месту работы, нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников, должны, безусловно, повлечь дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения. Странно, что об этом приходится напоминать, хотя не прошло и года с принятия Декрета Президента от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».

СООТВЕТСТВУЮЩИЕ меры по повышению ответственности работников и усилению контроля поручено принять Совмину и другим государственным органам. Вероятно, меры, предусмотренные Трудовым кодексом и Декретом № 5, наказания по ст. 9.17 КоАП и ст. 306 УК за нарушение правил по охране труда и штрафы по ст. 9.19 КоАП за нарушение законодательства о труде (в т.ч. по аттестации работников) выглядят недостаточно убедительно. Кстати, если в 2005 г. за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины было уволено 60,7 тыс. человек, то в 2013-м — 63,7 тыс., причем в 2011 г. эта цифра достигала 70,2 тыс. человек. Впрочем, рост безработицы служит весьма эффективным дисциплинирующим фактором и без административного вмешательства.

При проведении культурно-зрелищных, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий, спортивных соревнований и иных массовых мероприятий Директива требует планировать и реализовывать совместно с заинтересованными субъектами комплекс мер по обеспечению порядка их проведения и общественной безопасности. Персональная ответственность за обеспечение порядка будет возлагаться на их организаторов и руководителей организаций, на балансе которых находятся объекты, служащие местом проведения этих мероприятий, а персональная ответственность за обеспечение общественного порядка — на руководителей органов внутренних дел.

ПРАВИТЕЛЬСТВУ поручено до 1 января 2016 г. совместно с заинтересованными государственными органами и организациями принять также меры по повышению ответственности работников за личную безопасность и собственное здоровье, безопасность окружающих в процессе выполнения работ, расширению полномочий должностных лиц на осуществление контроля за соблюдением законодательства об охране труда, совершенствованию системы экономических стимулов и санкций, способствующих соблюдению требований безопасности. Персональная ответственность будет возложена на руководителей строительных организаций за соблюдение дисциплины, в т.ч. в нерабочее время при производстве работ вахтовым методом и проживании рабочих на территории строящихся объектов. Будет усилена персональная ответственность руководителей (нанимателей) соответствующих организаций за качество разрабатываемой проектно-сметной документации, строительства, ремонта, поддержания в надлежащем состоянии объектов производственного и социально-бытового назначения.

ОСОБОЕ место занимает ужесточение требований к производителям алкогольной продукции в части повышения ее качества, повышения их персональной ответственности за выпуск и реализацию непищевой спиртосодержащей продукции, не соответствующей требованиям законодательства. Одновременно правительству предстоит выработать механизм и единые подходы органов госуправления по организации работы, направленной на поэтапное сокращение потребления населением алкоголя. Интересно, как это требование будет сочетаться с последними действиями властей, направленными на повышение доступности и удешевление спиртного.

Заметим, что, судя по данным статистики, ущерб, наносимый обществу пьянством, несколько снизился в последние годы. Например, численность пациентов с впервые установленным диагнозом «алкоголизм и алкогольные психозы» сократилась с 27 949 человек в 2010 г. до 20 463 в 2014-м, «наркомания и токсикомания» — с 1889 до 1432.

Число состоящих на учете алкоголиков сократилось с 195 945 человек в 2010 г. до 188 260 в 2014-м, наркоманов — выросло с 10 495 до 11 411. Смертность от причин, связанных с употреблением алкоголя, сократилась за этот период на 35,9%, число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, — на 37,1% (с 29 168 до 18 345), а в состоянии наркотического возбуждения выросло почти в 1,8 раза — с 1179 до 2138. Несомненно, в этом есть заслуга политики, направленной на ограничение потребления алкоголя. Хочется надеяться, что эти достижения будут только улучшаться.

ЕЩЕ одно задание правительству — до 1.02.2016 г. обеспечить разработку порядка обследования строительных конструкций наиболее важных промышленных объектов и общественных зданий (в первую очередь с массовым пребыванием людей), в т.ч. с использованием инструментальных методов, предусмотрев возложение обязанности осуществлять такое обследование на собственников указанных объектов. В проекте Государственной программы социально-экономического развития страны на 2016–2020 гг. должны быть предусмотрены основные направления по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения. Эта тема станет даже отдельной дисциплиной, которую включат в перечень обязательных для изучения учебных предметов в школах и вузах.

Государственным органам совместно с местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями независимо от форм собственности Директива предписывает обеспечить ежегодное обследование объектов социально-бытового и социально-культурного назначения, неиспользуемых капитальных строений, зданий, сооружений, помещений. Собственникам и эксплуатационным организациям придется принимать меры по обеспечению безопасной эксплуатации и ремонту этих объектов.

Госкомстандарту и Минстройархитектуры поручено обеспечить контроль за соблюдением проектными организациями обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при проектировании объектов. При выявлении фактов несоблюдения таких требований следует принимать меры по прекращению действия квалификационных аттестатов организаций и индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушения. Таким образом, нормы Указа от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» и принятых в его исполнение постановлений Совмина от 21.03.2014 № 252 и Минстройархитектуры от 26.03.2014 № 15 могут стать еще жестче.

Вопросы безопасности, охраны труда, здорового образа жизни должны стать темой постоянного освещения для республиканских и местных СМИ, проведения семинаров и иных мероприятий. Федерации профсоюзов Беларуси рекомендовано повысить эффективность общественного контроля за соблюдением производственно-технологической дисциплины и безопасности производственной деятельности. Соответствующие указания также даны различным министерствам и ведомствам — по направлениям их компетенции, а также местным органам власти. Таким образом, влияние государства на субъекты хозяйствования может существенно возрасти. У чиновников появятся новые поводы для вмешательства в их деятельность, а у предприятий — дополнительные расходы на охрану труда и участие в мероприятиях, предписанных Директивой.

Вадим ЛЕБЕДЕВ